• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Рай – это, когда ты соединяешься с Другом..."

Время чтения: 3 мин
3497

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 34. Разъяснение того, что Достопочтенный Пророк (мир ему!) изрёк, что большинство обитателей рая будут простодушными

 

Ищущий Истинного (Хак) свободен от рая,
Оттого, что для него раем соединение [с Аллахом] является.

[Если] кто-либо соединится с Создателем,
Это и есть суть рая, о товарищ в деле.

Нет там воды, вина, меда и молока,
Поистине, клянусь Аллахом и [еще раз] клянусь Аллахом, о дервиш!

Раем познавшего является встреча с Ним,
Усердствуй ты и иди, тот рай ищи.

Дабы не быть тебе одним из простодушных, о душа моя,
Дабы не отдалился ты от Султана моего,

Ищи [всей] душою и сердцем Высокочтимого Султана,
Стремись к соединению [с Ним], а это [все] оставь.

Если погряз ты в благоденствии, то простак ты,
А если соединился ты с возлюбленным, то иди, ибо царь ты.

Кто основу взял, тот занят Им,
А кто увяз в ответвлении, тот в поиске пребывает.

Разве каждому суждена встреча с тем султаном?
Такую любовь не каждый питает.

Кому счастье и удача улыбнулись,
Тот согласно этим словам нашим поступать стал.

Глаза души открыл тот чистый душою,
Отказался от рая и от гурий.

Рай Фирдаус с гуриями и дворцами
Без красоты Его полным несовершенством является.

[Если] кто-то запах почувствует того
Царя великого, Это и есть рай.

Приди в себя, о чистый душою!
Все это ответвлением является, а посему основой является Он.

Поиск Истинного (Хак) лучше, чем рай. Хотя обитатели рая и живут в благоденствии,
Прогуливаются и повсюду расхаживают.

То едят они яства, то пьют вино,
А вслед за тем просят у Аллаха кебаб.

Тысяча видов разноцветных плодов,
Прекрасные гурии с множеством кокетливых ужимок.

Те [яства] едят они, а этих [гурий] обнимают,
Таковы дела обитателей рая.

Люди Истинного (Хак) свободны от этих райских кущ.
Кто такие пред ними гурии?

Из вина, меда, молока и сахара
Ничего не попадается им на глаза.

Освободились они от блаженства и благоденствия,
Души и сердца к Возлюбленному привязали.

Не совершают они молитву ради рая,
Не стараются они изо всех сил ради этого кокетства.

Не являются они простаками, чтобы быть в райских садах
Или оставаться с раем и гуриями.

Их пристанище выше этого,
Высокочтимый Султан прекраснее [всего] этого.

[Если] кто-то соединился с Творцом вселенной,
Поистине, это лучше, чем райские кущи.

Для людей Истинного (Хак) раем является встреча с Ним.
Рай – это, когда ты соединяешься с Другом.

Если есть у тебя разум, к этому смыслу устремись,
Лицо румяное от поиска сделай [желтым], словно золото.

Месяцами, годами, денно и нощно, в каждое мгновение
Ступай по этому пути как духовный путник.

Дабы понял ты хадис Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.),
Что же изрёк тот Царь чистый.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle