• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Притча о прекрасном и скверном слове

Время чтения: 4 мин
8724

 

"Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности". (Сура «Ибрахим», аяты 24-26)

"Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности". (Сура «Ибрахим», аяты 24-26)

С помощью яркого сравнения эти аяты представляют нам превосходство прекрасного над скверным, хорошего над плохим, имана над неверием, таухида над ширком, истины над ложью. Как здесь сказано, прекрасное слово подобно дереву, ветви которого достигают небес, а корни уходят глубоко в землю. А скверное слово похоже на засохшее дерево, корни которого оторваны от земли. Теперь немного раскроем это краткое и лаконичное описание истины и лжи с помощью сравнения “прекрасного дерева” со “скверным деревом”.

Как видим, прекрасное дерево, олицетворяющее истину, имеет две главные особенности. Первая особенность – это его прочность, а вторая – плодоносность. Оно прочное, не сгибается и не падает от самых сильных ветров, потому что его корни глубоко в земле. Оно плодоносит, каждый год на нем вырастает обильный урожай плодов. У скверного дерева, олицетворяющего ложь, корни лежат на поверхности земли,  и поэтому оно непрочное. У него нет даже прочных опор, точно так же, как у лжи нет прочной опоры перед истиной. Из-за этого оно готово упасть даже от слабого ветра. Пророки представляют собой самые лучшие примеры “прекрасного дерева”, олицетворяющего “доброе слово”. Здесь имеется в виду не просто произнесенное слово. Под ним подразумеваются определенная манера поведения, система убеждений и доктрина. В тафсирах Корана содержится утверждение, что под “прекрасным словом” здесь имеется в виду выражение ля иляха илляллах, составляющее сердцевину таухида.

Поистине, калима-и таухид является самым прекрасным словом. Разве все правдивые слова, хорошие привычки и поступки не являются отражением этого великого слова? Разве все пророки не боролись ради возвышения этого слова? В таком случае, скверное дерево представляет собой любые слова, суждения и действия, направленные против пророков и доставленных ими посланий, а также против их влияния. Поскольку корни этого дерева лежат на поверхности земли, оно не может питаться из почвы и воспользоваться оживляющим ее дождем. Оно не дает плодов и никому нет пользы от его тени. Вот также и от лжи нет никакой пользы ни ей самой, ни человеку.

Как передают в одном из хадисов, наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!), описывая личность мусульманина, привел сравнение с деревом, у которого не выпадают листья и которое каждый сезон приносит плоды. А затем он спросил у сахабов, какое это дерево. Когда ни от кого не дождался ответа, он сам ответил, что это финиковая пальма (Бухари, “Книга тафсира (Ибрахим)”, 1). Мы не можем здесь перечислить все  полезные свойства финиковой пальмы или ее плодов. Однако если брать во внимание, что сахабы часто питались лишь плодами этого дерева и отдыхали под ее сенью, то нетрудно понять, что оно имело жизненно важное значение для му’минов, живущих посреди песчаной пустыни. В глазах Посланника Аллаха мусульманин похож на такое дерево. Своими мыслями, словами и действиями он приносит пользу всему окружению. А еще Расульуллах говорил: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет другим вреда своим языком и своими руками» (Бухари, “Книга имана”, 4). Источником такого возвышения му’мина, безусловно, является сохранение им в глубине своей души слов Всевышнего Аллаха (Тауба, 9:40).

Такое почтение к мусульманину со стороны Аллаха и Его Посланника вызывает в нас, уверовавших, чувство гордости, но вместе с тем возлагает на нас и огромную ответственность. Ведь удостоиться такой чести можно лишь проявлением усердия для того, чтобы стать достойным ее. Поэтому мы должны иметь схожие черты с тем деревом, о котором говорил Посланник Аллаха, и приносить пользу всему, что нас окружает. Стремясь к этому, мы должны твердо верить, что Аллах всегда поддержит нас в этом мире и в ахирате благодаря имеющейся у нас крепкой вере и доброму слову. Только поэтому у нас будут силы противостоять разным бедам и несчастьям.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой коментарий.

Социальные комментарии Cackle