• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Поучительная притча о злом ростовщике и бедной буйволице

Время чтения: 7 мин
1168

Фото: elements.envato.com/ THP-Creative

Фото: elements.envato.com/ THP-Creative

В далеком большом селе Рихнагар жил ростовщик. Люди называли его Бехра Саит, что означало, что у этого человека не было ушей. Дело в том, что он не был глухим, а просто это был бездушный человек с намертво запечатанным сердцем.

Бехра Саит жил в центре села в большом кирпичном доме с черепичной крышей. Все остальные дома в селе представляли из себя хижины с соломенными крышами, построенные из глины и покрытые кокосовыми листьями. Окна в доме ростовщика всегда были закрыты. Внутри не было ни света, ни свежего воздуха; это была настоящая могила. Никто не посещал его дом.

Друзей у него не было, и никто не приглашал его на свои свадьбы и пиры. Бехра Саит редко выходил из своей темницы, а когда и делал это, то лишь для того, чтобы поймать какого-нибудь бедняка, который задолжал ему денег.

Практически каждый мужчина в селе имел долг перед этим ростовщиком. Посев ярового урожая был лучшим временем для оживленной деятельности его подлого дела. Фермерам нужны были деньги на семена, и Бехра Саит был рад предоставить им деньги. Процентная ставка составляла 325 % в год. Если однажды человек получал кредит от этого ростовщика, то он не мог выбраться из долга. Более половины доходов села и большая часть его продукции в конце сезона сбора урожая отдавалась ростовщику.

Бехра Саит контролировал село через своих приспешников. Чорд Шандр (полицейский), Ризвани (сборщик налогов) и Шах Борха (хранитель земельного учета) все получали от него черную зарплату в конвертах. Если какой-либо фермер банкротился или отказывался платить риба, Саит посылал своих приспешников избить его или еще хуже. Страх правил в этом селе, а его власть оставалась неоспоримой.

На окраине села жил набожный человек по имени Хильмуддин Баба с женой и четырьмя детьми. Баба владел буйволицей, который был его единственным средством к существованию. Практически каждое его утро начиналось по одному сценарию.

Он вставал с соломенного матраса при первом крике петуха, совершал омовение, читал намаз и делал зикр до рассвета. Затем он выходил из своей хижины с двумя глиняными горшками, большим кувшином, наполненным водой, и маленьким кувшином с ручкой, по форме напоминающим чайник. Он с любовью и уважением подходил к своей буйволице, мыл ей вымя и начинал процесс доения, всегда не забывая вначале произнести: «Бисмиллах».

В тот роковой день было прекрасное весеннее утро. Пятнышки облаков на небе приняли первые лучи солнца. Воробьи прилетели стаями и дружно щебетали на деревьях папайи. Птица майна сидела высоко на баньяновом дереве и непрерывно ворковала.

Фото: wirestock/ elements.envato.com

Фото: wirestock/ elements.envato.com

Все четыре вымени буйволицы были полны молока. Баба присел на корточки перед задними ногами своей буйволицы и произнес вслух «Бисмиллахи ар Рахмани ар Рахим» («Во имя Бога, Милостивого, Милосердного»). Он тщательно промыл вымени. Затем он сильно надавил большим, указательным пальцем и ладонью, сжимая первое вымя. Молоко брызнуло из вымени, как из герметичной емкости. «Инша Аллах, сегодня я надою много молока. Этого будет достаточно, чтобы прокормить мою семью на целый день» – подумал Баба.

Баба сначала подоил одно вымя, потом другое. Ризк с небес низошел на вымя, как будто каждое вымя было вечным источником, бьющим божественным провидением. Когда Баба заканчивал одно вымя, другое было полно молока. После каждого доения Баба осторожно выливал из маленького кувшина в большой глиняный горшок, пока он не наполнялся почти полностью.

В селе была своя чайхана. Она служила для местных мужчин центром общения, сплетен и обмена информацией перед тем, как они отправились на работу в поля. Баба поставил горшок себе на плечо, подошел в чайхану и за горшок молока получил в качестве оплаты одну рупию.

Баба унаследовал долг от своего отца. Говорили, что его отец много лет назад одолжил у Бехра Саита пятьдесят рупий, чтобы купить семена для своего акра земли. Эта земля уже давно продана, но долг остался. Ничего не было записано на бумаге, сама сделка была полностью устной. Никто не знал, составляла ли первоначальная ссуда пятьдесят рупий или меньше, но никто не осмеливался оспорить слово ростовщика.

Выплата по этому унаследованному долгу составляла полрупии в день. Агенты ростовщика всегда находились у чайханы, чтобы забрать деньги у каждого мужчины, когда они приходили за утренней чашкой чая.

Баба знал о предписании Корана:

«Те, кто пожирает риба [живет за счет недозволенной прибыли], восстанут [из могил], словно те, кого шайтан свел с ума своим прикосновением» (2:275).

Но он был беспомощен, как и любой другой мужчина в селе. Долг передавался по наследству, иногда передавался от одного поколения к другому. Он не знал, сколько он должен и как долго ему платить. Ежедневная выплата в полрупии стала рутиной.

В тот день агентов Бехра Саита в чайхане не было. Это было очень необычно. Баба не доверял ростовщику. «Должно быть, это уловка, – подумал Баба. – Инша Аллах, я преодолею все это».

По пути домой Баба остановился на открытом рынке, купил рис, раги, морковь, бобы и овощи – достаточно еды на день, потратив всю рупию в порыве восторга. Придя в свою хижину, он опустошил сумку со всем добром, что купил перед женой.

«Давай сегодня устроим пир. Агентов Бехра Саита не было в чайхане. Я потратил всю рупию на наши нужды» – сказал он жене.

Баба сел на пол своей хижины. Это был чистый пол, обмазанный красной глиной, который каждое утро протирали влажной тряпкой. Лучик утреннего солнца проникал в хижину из круглого выступа в боковой стене избы, служившего окном. Он закрыл глаза и поблагодарил Всевышнего за поддержку и благодать на этот день.

Не успел он закрыть глаза, как утренний покой был нарушен голосами и шумом, которые доносились снаружи. Баба выбежал. Перед его хижиной стоял Бехра Саит с четырьмя своими приспешниками. Они отвязали буйволицу от колышка. Один из мужчин избивал бедное животное дубинкой.

Баба был ошеломлен. «Почему ты бьешь буйволицу?» – закричал он.

«Ты не заплатил свои взносы Вы должны мне пятьдесят рупий, и пока вы не заплатите эту сумму, я буду держать буйволицу при себе» — сказал жестокий Саит.

«Пожалуйста, господин — это единственный источник существования моей семьи. Проявите немного сострадания. Я произведу оплату вовремя» – взмолился Баба. Но у Саита не было ушей. Его сердце было запечатано. Он не услышал.

Мужчины взяли буйволицу и, уводя, продолжали ее бить. Когда они завернули за угол, буйволица издала громкий жалкий вой, и оглянулась, словно прощаясь с Бабой, который стоял как вкопанный перед своей хижиной.

На глазах буйволицы были видны слезы. Буйволица оплакивала человека, а вот человек был вынужден не плакать по обычаю. Кто сказал, что у животных нет эмоций? Их эмоции являются отражением того, что находится в человеческой груди, и на холсте творения они свидетельствуют об опеке, принятой человечеством.

Тот день и весь вечер Баба провел, глубоко погрузившись в себя, и слушал свое сердце. «Что пожелает Аллах, то и произойдет» — подумал он — «Аллаху хайр разикин (Аллах — лучший из дарующих). Наверняка, он обеспечит моих детей».

Фото: elements.envato.com/ BGStock72

Фото: elements.envato.com/ BGStock72

На следующее утро Хильмуддин Баба собрал свои немногочисленные вещи и вместе с семьей перебрался в Большой город. Там он встретил шейха и с его помощью открыл небольшой фруктовый ларек. Торговля росла, благословленная божественным провидением. Лавка превратилась в магазин, а затем в оптовый торговый центр. Ангелы руководили его торговлей, и он стал богатым человеком.

Прошло много лет. Теперь уже пожилой человек с блестящей белой бородой Баба вернулся в свое село, чтобы найти своих старых друзей. Село преобразилось. Там, где когда-то стояли хижины с соломенными крышами, теперь стояли добротные кирпичные дома. Дом Бехра Саита исчез, а на его месте появился парк и детская площадка.

Чайхана исчезла, и его место занял отель. Проходя по главной улице, Баба узнал старого знакомого и остановился, чтобы узнать о селе.

«Буйволица и Саит умерли вскоре после того, как вы уехали» – сказал знакомый.

«Люди говорили, что это проклятие Всевышнего» – продолжил он – «После смерти этого злого человека тьма, окутывающая село, рассеялась. Выпало много осадков, деревья стали выше, а поля дали обильный урожай. Правительство построило неподалеку кирпичный завод, и у всех была работа. Земля стала процветать. Для наших детей даже открыли школу, и некоторые из них продолжили обучение в Большом городе. Даже село изменило свое название, теперь оно называется Абаднагар».

«Аллаху хайр разикин», — услышал Хильмуддин Баба в своем сердце — «Он дает, кому пожелает, и когда Он дает, нет предела».

Мухсин Нурулла

Привратник Эго, или притча о двух лягушках

Социальные комментарии Cackle