Посланник Аллаха ﷺ: первые годы пророчества и первое откровение
Фото: Tusumaru/ shutterstock.com
Завтра, 3 сентября, с заходом солнца наступит благословенный месяц Рабиуль Авваль. 14 сентября мусульмане будут отмечать Мавлид – день рождения пророка Мухаммада ﷺ. В течение всего месяца верующие повсеместно будут проводить открытые уроки, лекции, вечера Мавлидов, где будут рассказывать о жизни и пророчестве Посланника Аллаха ﷺ. Это время еще раз вспомнить и глубже познать сиру Пророка ﷺ, изучить и следовать его Сунне, взрастить в себе его прекрасные нравственные качества.
Сегодня мы расскажем как же начинались его самые первые годы пророчества и каким было первое откровение, ниспосланное Любимцу Аллаха.
Посланник Аллаха ﷺ: первые годы пророчества и первое откровение
Слово «вахи» означает «ниспослание истины в сердце, внушение, быстрое повеление». Большей частью под «вахи» имеется ввиду не открытое, а тайное сообщение. Вахи означает сообщение, которое Аллах доводит до пророков. Первое откровение наш любимый Пророк ﷺ получил во время месяца Рамадан в пещере Хира.
Когда он достиг возраста 35 лет, он каждый год в месяц Рамадан отправлялся в пещеру Хира для размышления и поклонения Аллаху. В начале Рамадана 610 года по григорианскому календарю, когда нашему Пророку ﷺ было 40 лет, находясь в пещере Хира, он пережил необыкновенное событие. Об этом чудесном явлении он рассказывал так: «Он сказал мне, что он - ангел по имени Джабраил, и снизошел, чтобы сообщить, что Аллах избрал меня Своим посланником. Он научил меня омовению и, когда я очистился, потребовал, чтобы я читал. Я сказал ему, что читать не умею. Он обхватил меня и сильно сжал. Отпустив, он снова потребовал, чтобы я читал. И вновь я ответил, что не умею читать. Он обхватил меня, крепко сжал и сказал (Хамидуллах, Ислам пейгамбери, 1/80):
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Аляк, 96/1-5).
То, что происходило с нашим Пророком ﷺ, повергло его в страх. Его благословенное тело начала сотрясать дрожь. Бледный и дрожащий он вернулся домой и попросил супругу Хадиджу (р.а.): «Прикрой меня, прикрой меня!»
Немного придя в себя, он рассказал Хадидже (р.а.) о происшествии в пещере и о своих переживаниях. Хадиджа (р.а.) успокоила его: «Ты всегда был щедрым, делал добро, всегда спешил на помощь бедным и нуждающимся людям. Бесспорно, Аллах защитит тебя от наущений шайтана».
Потом она повела нашего Пророка ﷺ к своему дяде Вараке бин Науфалю, который хорошо знал Таурат и Инджиль (Тору и Евангелие) и был ученым-богословом иудаизма и христианства.
Когда Мухаммад ﷺ рассказал Вараке о произошедшем случае, тот объяснил:
«Ты видел Джабраиля (Намус), которого Аллах ниспосылал пророку Мусе. Эх, стать бы мне молодым к тому времени, когда ты начнешь призывать свой народ! Эх, дожить бы мне до тех дней, когда твой народ изгонит тебя из родных мест» (см. Табари, Тарих, 2/298-299; Ибн Сад, ат-Табакат, 1/195).
Хадиджа (р.а.) была первой, кто уверовал в Пророка ﷺ. Она сразу уверовала в пророческую миссию своего мужа, подтвердила все, что было ниспослано Аллахом, и во всем помогала ему.
К верующим примкнул Али (р.а.), которому на тот момент было десять лет. Зайд бин Харриса (р.а.) также вошел в круг первых правоверных. Зайд жил в доме пророка Мухаммада ﷺ.
Фото: Oussama JOUMNI/ shutterstock.com
Хадиджа (р.а.) купила Зайда, выбрав из детей-невольников, которых торговцы привезли из Сирии. Когда наш Пророк ﷺ увидел его, попросил супругу подарить его. Еще до ниспослания пророчества он освободил Зайда и усыновил. Кроме членов семьи, тем, кто первым уверовал в миссию Пророка ﷺ, был Абу Бакр (р.а.).
После получения первых откровений, которые были первыми пятью аятами суры Аляк, наш Пророк ﷺ некоторое время не получал никаких откровений. Этот период назывался «Фатрат аль-вахи», что означает «остановка откровений».
Известно, что откровения не приходили в течение трех лет. Этот период стал очень напряженным для Пророка ﷺ, и это положение очень расстраивало его. В это время он часто уходил за пределы Мекки, бродил по безлюдным местам и, поднимаясь на скалы, надеялся увидеть ангела, который доставлял откровения.
Некоторые из окружающих стали насмехаться над нашим Пророком ﷺ, говоря, что Аллах покинул его. Наконец, пришло откровение:
«Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем. Он нашел тебя бедным и обогатил. Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Духа, 93/1-11).
В этих аятах ясно сообщается об истинности откровений, о том, что Аллах избрал его пророком. Таким образом, наш Пророк ﷺ был успокоен и получил благую весть, что Аллах не обиделся и не покинул его.
Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com
Из книги «Наш Пророк ﷺ»