Наставление пятницы: «Они усложнили свою религию, и Аллах усложнил им их жизнь»
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحَرِّمُواْ طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللّهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ (87) وَكُلُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ اللّهُ حَلاَلاً طَيِّبًا وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِيَ أَنتُم بِهِ مُؤْمِنُونَ (88)
«О, верующие! Не называйте запретными те блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного. Поистине, Аллах не любит переходящих границы (установленные Им). И питайтесь из того, чем Аллах наделил вас – дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы верите» (Аль-Маида, 87-88).
В риваяте, переданном от Судди, рассказывается: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сидел в окружении своих сахабов, давал им наставления и напоминал им о положении людей в ахирате. Когда они вышли от посланника Аллаха ﷺ, то двенадцать из них, среди которых были Али и Осман ибн Маз`ун, сочли совершаемые ими действиями недостаточными.
Некоторые из них запрети себе мясо, жир животных, а также употребление пищи днем. То есть, они приняли решение поститься каждый день. Некоторые запретили себе ночной сон. А другие, одним из которых был Осман ибн Маз`ун, запретили себе интимные отношения с женами. После того, как Осман ибн Маз`ун дал себе такое слово, он не приближался к своей жене, и не позволял ей приближаться к нему.
Однажды его жена, которую звали Хавла, пришла к Аише (р.а.). В тот момент рядом с Аишой были и другие жены посланника Аллаха ﷺ.
Аиша и другие жены посланника Аллаха ﷺ сказали: «О, Хавла! Что с тобой? Почему ты не причесана, не умащена благовониями, и находишься в таком растрепанном виде?».
Она ответила: «А что делать, Осман уже долгое время не подходит ко мне, он даже не снимает с меня одежду. Зачем мне причесываться и следить за собой?».
Женщины начали смеяться. В это время пришел посланник Аллаха ﷺ и увидев, что они смеются, спросил: «Над чем это вы смеетесь?».
Аиша (р.а.) ответила: «Мы смеемся на Хавлой. Мы спросили почему она в таком растрепанном и неухоженном виде, а она ответила, что ее муж уже долгое время не снимал с нее одежду». В данном случае выражение «снять одежду» означает интимную близость.
Посланник Аллаха ﷺ попросил позвать к нему Османа. Когда Осман пришел, посланник Аллаха ﷺ спросил: «О, Осман, что с тобой происходит?».
Осман ибн Маз`ун ответил: «О, посланник Аллаха! Чтобы найти лишнее время для поклонения Аллаху, я отказался от нее (от близости с женой)».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Клянусь Аллахом, ты немедленно вернешься домой и ляжешь со своей женой».
Осман сказал: «О, посланник Аллаха! Но я пощусь».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В таком случае прерви свой пост». Осман ибн Маз`ун выполнил повеление посланника Аллаха ﷺ.
На следующий день Хавла причесанная, умащенная благовониями и опрятно выглядящая, снова пришла к Аише.
Аиша смеясь, спросила у нее: «О, Хавла! Как твои дела?».
Хавла сказала, что прошлой ночью ее муж лег с ней. В связи с этим случаем, посланник Аллаха ﷺ, поднявшись на минбар сказал, обращаясь к сахабам: «Что происходит с некоторыми людьми, которые запрещают сами себе женщин, ночной сон и еду? Обратите внимание! Я и сплю ночью, и, проснувшись, совершаю намаз. Иногда я соблюдаю пост, а иногда нет. И я вступаю в интимную близость со своими женами. Каждый, кто отвернется от моей сунны, не имеет ко мне никакого отношения».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «О, верующие! Не называйте запретными те блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного» (Табери, Джамиуль-Байан, 7/7-8).
В другом риваяте сообщается, что Абдуллах ибн Амр, посчитав свои поклонения недостаточными, увеличил их, поставив себя в тяжелое положение. Несмотря на то, что посланник Аллаха ﷺ советовал ему сократить количество поклонений, он, наоборот еще больше увеличил их. Но в конце концов он стал сожалеть об этом, говоря: «Ах, если бы я послушался посланника Аллаха ﷺ и согласился облегчить свою ношу» (Бухари, Саум, 55; Муслим, Сыйам, 181).
Вахиди говорит, что количество сахабов, которые после беседы с посланником Аллаха ﷺ на тему положения людей в ахирате, сочли свои действия недостаточными и решили увеличить их, равнялось десяти. Так же он перечисляет их имена, говоря, что этими людьми были: Абу Бакр, Али, Абдуллах ибн Масуд, Абдуллах ибн Умар, Абу Зарр аль-Гифари, невольник Абу Хузайфы – Салим, Аль-Микдад ибн Асвад, Сальман аль-Фариси и Ма`кыль ибн Мукаррин.
В риваяте Вахиди далее сообщается: «Посланник Аллаха ﷺ , узнав об их решении, позвал их к себе и спросил: «Неужели вы думали, что мне не станет известно о решении, которое вы приняли?».
Они сказали: «О, посланник Аллаха! Да, мы приняли такое решение, но мы желали только блага».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне не было приказано ничего подобного. У ваших душ есть права на вас. Поэтому поститесь и разговляйтесь (то есть некоторые дни проводите в посте, а некоторые дни не поститесь). Просыпайтесь ночью, совершайте поклонение и снова ложитесь спать. Я провожу часть ночи в поклонении, а часть ночи сплю. Иногда я держу пост, а иногда нет, я ем и мясо, и жир. Тот, кто отвернется от моей сунны, не имеет ко мне никакого отношения».
Затем, войдя в мечеть, посланник Аллаха ﷺ обратился к людям со следующей проповедью: «Почему некоторые из вас запрещают самим себе женщин, еду, благовония, сон и другие удовольствия мирской жизни? Я ни в коем случае не приказываю вам становиться монахами и священниками. В моей религии нет отказа от женщин и мяса, как и нет затворничества в монастырях. Странствием для моей общины является пост, а монашество в моей общине – это противостояние на пути Аллаха. Поклоняйтесь Аллаху и никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, совершайте хадж и умру, совершайте надлежащим образом намаз, выплачивайте закят, поститесь в месяц Рамадан. Ваших предшественников привело к гибели то, что они усложнили для себя свою религию. Они усложнили свою религию, и Аллах усложнил им их жизнь. Взгляните, последние их останки находятся в монастырях».
Автор: Islam Today