"Подобен такой человек Даджалю, избегай его, поменьше говори с ним..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 60. Разъяснение образа жизни лицемера и природы его слов и состояний
У кого в сердце лицемерие,
То сердце его будто бы наполнено глиной.
Подобен он Даджалю, избегай его,
Поменьше говори с ним, мало спорь с ним.
Поскольку он проявлением гнева Божьего является,
Врагом он является друзьям [Аллаха] и пророкам.
Лицемерием сопровождаются все дела его.
Ниже ада находится обитель его.
Свойство собаки лучше его свойства.
Расставание с ним лучше, чем встреча с ним.
Остерегись того, чтобы стать его собеседником,
Потому что является он предателем шариата и религии.
Иногда он на этой стороне, а иногда переходит на ту сторону,
Много ходит он по пути невежества и ошибок.
О лицемер! Доколе еще из-за этого лицемерия
Будешь пожертвованием (инфак) кичиться?
От глупости, поистине, [исходят] эти дела.
Лицемерием сопровождается твое существование в этом мире.
Три признака в лицемере проявились.
Можно их услышать ушами сердца.
Благодаря языку своему легко он дружбу заводит,
С таким-то, а в душе враждует.
Во-вторых, он всегда занят обсуждением других за их спиной (гайбат).
Занят он [выискиванием] недостатков в людях.
Выдает [свой товар] за пшеницу тот продавец ячменя.
Тьфу на достоинство лицемера!
Третий признак его в том состоит,
Что является он человечишкой без шариата и религии.
Злосчастье его целый мир переворачивает,
Множество здоровых сердец он разбивает.
Не боится он ни Аллаха, ни Пророка,
Лицемерно он с пути [людей] сбивает, словно гул.
Посему отвержена всеми людьми
Самость неблагородная лицемера в [этом] мире.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.