Почему слово "дерево" упоминается сразу в 28 аятах Корана?
«Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий». (Сура «Исра», аят 44)
В Священном Коране можно найти большое количество аятов о Вселенной и обо всем, что в ней существует. В этих аятах нас призывают внимательно оглянуться вокруг, посмотреть на наше ближайшее окружение – на Землю, и на дальнее окружение – на небосвод, а затем размышлять над увиденным и получать назидание. При внимательном рассмотрении этих аятов можно увидеть четыре основные цели их ниспослания.
Первая из них: в природных явлениях и процессах находить доводы о существовании и единстве Аллаха, о воскрешении после смерти и на другие метафизические темы.
Вторая: напрямую дать основополагающие знания о строении Вселенной, о возникновении и протекании различных природных процессов.
Третья: напомнить о том, что мир создан ради человека и предоставлен в его распоряжение для обеспечения его материальных нужд. Ч
етвертая: научить людей бережному отношению к природе.
В приведенном аяте говорится о духовной стороне всего существующего в мире, об отношениях великого Творца со всеми сотворенными Им существами, которые своим положением и на присущем им языке славословят Аллаха.
Всевышний Аллах в Коране время от времени клянется разными видами деревьев и других растений, что указывает на придание им большого значения. Наверное не случайно, количество коранических аятов, в которых имеется слово «дерево» доходит до двадцати восьми.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что у всего сотворенного Аллахом наряду с материальной ценностью имеется еще и какое-то духовное значение. Каждая вещь находится в распоряжении Аллаха, постоянно поминает Его и свидетельствует о Его существовании. Во всем сущем проявляется бесконечная мудрость нашего Господа, и ничто не сотворено Им без надобности. Поэтому все существа достойны того, чтобы их ценили, а произвольное их уничтожение запрещено нашей религией. Ведь не случайно в 49-м аяте суры «Камар» говорится о том, что каждая вещь сотворена в соответствии с определенной мерой, а в 41-м аяте суры «Рум» имеется напоминание о том, что из-за совершаемого людскими рукамипоявляется расстройство на суше и на море.
Во время совершения всех видов поклонения верующих призывают в целиком посвятить себя Аллаху. И тем более многозначительным является призыв, обращенный к верующим, которые собираются со всех концов света для совершения хаджа: находясь в ихраме, остерегаться от убийства живых существ и не причинять вреда природе.
Пророк (ﷺ) является для нас хорошим примером и по вопросу об отношении к природе. Он запретил рубить и жечь деревья, и благодаря ему пустующие поля превратились в леса. Однажды, возвращаясь из военного похода в Зу-Кад, Расулюллах (с.а.в.) проезжал через Зурайб ат-Тавил, где когда-то были леса. Ансары из потомков Харисы указали ему на аль-Габу, говоря: «О Расулюллах, вот это место, где пасутся наши верблюды и овцы, и здесь же прогуливаются наши женщины». В ответ на это Посланник Аллаха (с.а.в.) повелел: «Кто срубит отсюда одно дерево, пусть взамен посадит другое дерево». После этого были посажены деревья, и появился (лес) аль-Габа.
А еще наш Пророк (ﷺ) взял под свою защиту города Медину и Таиф и требовал бережного отношения к природе, говоря: «Если у вас на руках будет саженец дерева, то даже при наступлении киямата обязательно посадите его, если у вас будет возможность для этого» (Бухари «Адабуль-Муфрад», стр. 168). Руководствуясь этими указаниями нашего любимого Пророка (с.а.в.), исламские правоведы, в целях обеспечения сохранности зеленых насаждений, включили в законодательство обязательное условие посадить новое дерево вместо срубленного на вакуфных землях и на кладбищах.
Следуя примеру Посланника Аллаха (ﷺ), мусульмане во все времена, подобно современным экологам, уделяли большое внимание сохранности деревьев и всех живых существ, сотворенных Аллахом. В тех городах, которые они основали, вокруг построенных ими мечетей, медресе, на кладбищах и других подобных местах они сажали деревья. Во многих странах стало хорошей традицией посадить дерево после рождения ребенка или в знак памяти об умершем человеке. Мусульмане сажают деревья в надежде, что они получат саваб за то, что другие люди будут пользоваться плодами посаженного ими дерева или смогут отдохнуть в тени этого дерева.
В течение всей своей жизни, от колыбели до могилы, постоянно используя дерево для своих потребностей, надо относиться к имеющимся у нас лесам не как наследству, оставленному нам нашими предками, а так, словно мы на время одолжили их у наших потомков. Нельзя безрассудно тратить это богатство. Ведь уничтожить леса очень легко, а вот вырастить хотя бы одно дерево совсем нелегко. И не будем забывать, что в тех местах, где уменьшается количество лесов, растет коррозия почвы, учащаются обвалы, сели, несвоевременные осадки, чаще наступает засуха.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!