• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему описания Рая рассказывают только о материальных удовольствиях?

Время чтения: 8 мин
11918

Наверное, многим мусульманам случалось слышать такие вопросы или замечания от несведущих в исламе людей:

Почему все описания Рая, которые есть в исламских источниках, рассказывают только о разного рода материальных удовольствиях - вкусной еде и напитках, красивых девушках - женах праведников и тому подобном? А где же какие-то духовные блага и удовольствия для души? Неужели человеку следует желать Рая только ради того, чтобы хорошо поесть, красиво одеться и жениться на прекрасных женщинах?

Давайте попробуем разобраться в этом.

Описания Рая находятся во многих местах Священного Корана. Действительно, на первый взгляд, кажется, что Рай – это место, подобное прекрасному саду, где растут сады и текут реки, где верующие будут сидеть на ложах в красивой одежде в окружении прекрасных женщин и вкушать самые лучшие яства и напитки:

«Там [в Раю] есть источник текущий. Там [в Раю] ложа воздвигнуты, и чаши расставлены, и подушки разложены, и (мягчайшие) ковры разостланы» (88:12-16).

«Для них (уготованы) (райские) сады Эдема, где под ними текут реки. Их [обитателей Рая] украсят там браслетами из золота и облекутся они в зелёные одеяния из атласа и парчи, (возлежа) облокотившись там на ложах. Как прекрасна (эта) награда, и какое хорошее прибежище (Рай)» (18:31).

«Образ сада, который обещан (Аллахом) остерегавшимся (ослушания Его): там – реки из воды, не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного. И для них там [в Раю] всякие плоды и прощение от их Господа» (47:15).

«Поистине, для остерегавшихся (наказания Аллаха) (будет) место спасения (спасение от адского огня). (райские) сады и виноградники, и полногрудые сверстницы [райские девы], и кубок полный» (78:31-34).

Однако удовольствия Рая вовсе не ограничиваются только материальными вещами. Нам ниспослано, что обитатели Рая будут наслаждаться общением друг с другом, там не будет злобы, зависти или ненависти, а только мир и радость:

«И Мы изъяли всё, что было у них [у обитателей Рая] в груди из злобы. Они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (15:47).

«Входите вы [мужчины] вместе со своими женами, переполняемые радостью» (43:70).

«Они не услышат там пустословия и обвинений во лжи» (Коран, 88:11).

«Там они будут взывать: „Безупречен Ты, Аллах!” Там их приветствием будет слово: „Мир!” А их молитвы будут завершаться словами: „Хвала Аллаху, Господу миров!”» (10:10).

«Они не услышат там ни пустословия, ни греховных речей, а только слова: «Мир! Мир!» (56:25-26).

«Сердца их (жителей рая) едины, словно сердце одного человека, не будет между ними ни взаимной вражды, ни зависти» (Сборники хадисов Бухари и Муслим).

И самым большим наслаждением Рая будет возможность лицезреть Самого Всевышнего Аллаха. Об этом тоже не один раз говорится в Коране и пророческих хадисах:

«Их лица в тот день будут прекрасными, и будут они взирать на своего Господа» (Коран, 39:73).

«Некоторые люди, придя к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), спросили: «Увидим ли мы своего Господа в День Воскрешения?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил у них: «Испытываете ли вы какие-либо трудности в том, чтобы в безоблачную ночь видеть полную луну?». Сподвижники ответили: «Нет».

Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «Хорошо. Испытываете ли вы трудности в том, чтобы в безоблачный день видеть солнце?». Они ответили: «Нет». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Точно так же и в день воскресения вы увидите своего Господа» (Бухари, Муслим, 299).

«Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, спросит их Аллах (Свят Он и Возвышен):

- Хотите ли вы, чтобы Я добавил вам чего-либо (к вашему блаженству)?

И скажут жители Рая:

- Разве не сделал Ты лица наши светлыми? Разве не поселил нас в Раю? Разве не спас Ты нас от адского пламени?

И тогда Он снимет Покров (между Собой и людьми), и не будет среди данных Им даров ничего любимей для них (обитателей рая), чем созерцание своего Господа (Велик Он и Славен)» (Муслим).

Следует также понимать, что Рай – это место, где каждый человек получит то, чего он больше всего желал и к чему стремился (из дозволенных вещей). Все описания Рая, которые у нас есть, дают лишь приблизительное понятие о том, что будет там на самом деле, никакие человеческие слова не в силах точно передать его красоту и его блага:

«И в нём [в Раю] (будет) то, что пожелают души и чем услаждаются очи. И вы в нём [в Раю] пребудете вечно!» (Коран, 43:71).

«Для праведных рабов моих Я приготовил такие блага, которые никогда не видели их глаза, не слышали их уши, и не имели их помыслы и мечты» (Бухари, Муслим).

Но кто-то, возможно, скажет – но все-таки почему в описаниях Рая столько говорится о материальных вещах, к чему все эти описания садов, ковров, подушек, красивых одежд, прекрасных женщин?

Здесь нужно иметь в виду такой момент. Послание ислама было обращено к людям, жившим в жестокой нужде и лишениях. Жизнь людей на Аравийском полуострове, где обитали Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники была далека от тех удобств и комфорта, которые нам сейчас кажутся естественными.

Домами им чаще всего служили хижины из пальмовых листьев или шатры из шкур животных. И даже если это был деревянный или каменный дом, в нем было жарко днем и холодно ночью.

Если женщине нужна была вода, она шла к колодцу или источнику за водой с тяжелым кувшином или бурдюком (кожаным мешком) на плечах. Чтобы испечь хлеб, нужно было вручную молоть зерно на мельнице – зерна помещались между двумя каменными жерновами, верхний из которых долго вращали, чтобы перетереть их в муку. Чтобы достать молоко, нужно было самой подоить козу или иное домашнее животное.

Передается, что дочка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима очень страдала от домашней работы – от перетирания муки на руках у нее были мозоли, от ношения кувшинов с водой болели плечи, ее одежда становилась грязной от работы по дому.

Не говоря уж о том, что и пища у людей была чрезвычайно скудная – финики, вода, иногда молоко, лепешки из муки, какая-то похлебка из муки и масла. Супруга Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Бывало, что проходили месяцы, один за другим, а мы не разводили в печи огонь (поскольку не из чего было варить горячую пищу)».

Мужчины тоже несли свою долю тягот – им приходилось проводить дни и недели в военных походах (поскольку у молодого мусульманского государства было много врагов), где они спали на голой земле и жили впроголодь, терпели усталость и боль от ран.

И теперь представьте себе, какой радостью для измученных подобной жизнью людей звучали обещания, что после смерти они попадут в прекрасный сад, где будет вдоволь самой вкусной пищи и напитков, они не будут страдать от голода и жажды, от ночного холода и дневной жары; будут наслаждаться отдыхом в тени деревьев и общением с близкими людьми.

И сколько еще в мире людей, которые за всю жизнь никогда не ели досыта, страдали от тяжелой работы, от мучительных неизлечимых болезней или инвалидности, от жестокости людей, от насилия, кто-то из них так не смог узнать семейное счастье, был одиноким – все они мечтали о том, что, возможно, после смерти, в другой жизни, у них будет красивый дом, вкусная еда, любящие супруги. Для них подобный образ Рая вовсе не выглядит слишком приземленным и материальным – как, возможно, кажется кому-то из нас.

И последнее, о чем стоит упомянуть. Действительно ли мусульмане всегда поклонялись Всевышнему только ради чувственных, материальных благ Рая, а не из любви к Аллаху и желания быть с Ним в вечности?

Первые мусульмане, как мы уже упомянули, испытали в своей земной жизни множество трудностей и лишений, поэтому для них был важен материальный аспект Рая. Да и сейчас большинство мусульман в мире живет не в самых лучших условиях. Зная об этом, Всевышний говорит в Коране о разных физических удовольствиях Рая - упоминая, однако, и о духовных радостях.

Но среди мусульман всех веков было множество праведников, которые сознательно пренебрегали материальными благами из любви к Аллаху, и высшей радостью для которых было Его довольство.

Рабия аль-Адавия (праведная женщина первых веков ислама) говорила: «О, Господь мой, если я поклоняюсь Тебе из страха перед Адом, сожги меня там, если же я поклоняюсь Тебе в надежде на Рай, не пускай меня туда, но если я поклоняюсь Тебе только ради Тебя самого, не лишай меня [возможности лицезреть] Тебя!»

«Один мудрый правитель сказал: «Я стесняюсь поклоняться Аллаху только лишь желая в награду Рай, потому что тогда я буду как плохой наемный работник – если платят – работает, если нет – не работает. Я стесняюсь поклоняться Ему только лишь по причине страха перед Адом, потому что тогда я буду как плохой раб, который работает, когда его пугают наказанием, а если не пугают, то не работает. И поистине, любовь к Нему побуждает меня к тому, к чему не побуждает меня ничто другое» (Из книги Ибн Раджаба «Тахвифу мин ан-Нар»).

Также нам всем следует иметь в виду – пребывание в Раю еще необходимо заслужить. Недаром в Коране и хадисах перечисляются как блага Рая, предназначенные для праведников, так и наказания Ада, которые ожидают грешников, непокорных Всевышнему. Поэтому исламские ученые всегда говорили, что мусульманам следует находиться между страхом и надеждой – надеясь на милость Аллаха в Раю, не забывать о Его наказаниях.

И если после окончания нашей земной жизни нам скажут: "О, душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство. Войди в число Моих рабов, войди в Мой Рай" (89:27-30), то в Раю мы сможем насладиться всем, к чему стремилась душа, и никто там не будет чувствовать себя обделенным и обиженным.

И пусть Всевышний Аллах поможет всем нам встретиться в Раю и насладиться его благами. Амин.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle