Почему ислам – религия мира?
Всем известно выражение «ислам – религия мира». Мир и гармония с собой, во взаимоотношениях с людьми и в мире в целом являются основополагающими ценностями ислама. А задумывались ли вы почему именно категория «мира» стала олицетворением нашей религии?
Приветствие ислама – пожелание мира
Приветствие ислама, которое звучит как «салямалейкум» является пожеланием мира и добра людям. Первое, о чем заявляет мусульманин при встрече с другими, – это его открытость и нежелание каких-либо конфликтов.
Один человек спросил посланника Аллаха (с.а.с.): «Каково самое лучшее проявление ислама?» На что посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Кормление людей, а так же распространение приветствия тем, кого знаешь и кого не знаешь» (Бухари и Муслим).
Одно из прекрасных качеств ислама заключается в том, что отношения со Всевышним выстраиваются через отношения с Его творениями. Очень показательно, что верующий должен заботиться не только о своих интересах, но и выстраивать достойные отношения с другими рабами Аллаха.
Убийство – тяжкий грех
Аллах говорит в Коране: «Кто убьет человека …, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Аль-Маида, 32).
Человеческая жизнь – величайшая ценность в исламе, и никто, кроме Аллаха не может лишать человека жизни. Основа мира на земле – это забота о каждой жизни, сохранение его благополучия, и ислам объявляет человеческую жизнь неприкосновенной.
Примирение людей лучше, чем добровольный намаз и пост
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил своих сподвижников: «Не сообщить ли мне вам о том, что является лучше, чем пост, милостыня и молитва? Это – примирение и улаживание разногласий между мусульманами, злоба между ними будет губительной для них» (Абу Дауд).
Мирные отношения – наставление Пророка (с.а.с.)
Однажды Пророк (с.а.с.) услышал, что люди города Куба спорили о чем-то. Пророк (с.а.с.) сказал им: «Нужно разрешить спор и заключить мир» (Бухари).
Споры и разногласия будут происходить между людьми всегда, но наша религия и посланник Аллаха призывают нас к разрешению конфликтов, не выискивания недостатков и предпочтению мирных отношений.
Аллах вознаграждает за сохранение мира
В Коране сказано: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (Аш-Шура, 40).
В конфликтных ситуациях существуют две модели поведения: месть, прощение и примирение. Аллах Всевышний указывает в Коране, что прощение и примирение лучше и достойны высокой награды. Аллах обещал вознаградить того, кто проявил милосердие, обошел острые углы и проявил снисходительность к другому.
«Не уверуете, пока не полюбите друг друга»
В хадисе сказано: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, вы не войдете в Рай до тех пор, пока не уверуете, а вы не уверуете до тех пор, пока не полюбите друг друга» (Муслим).
В данном хадисе содержится базовый критерий, способствующий развитию крепкого сплоченного общества. Каким бы совершенным не было поклонение верующего, пока он нарушает права других, провоцирует конфликты, лишая покоя себя и других, очень сильно страдает аспект его веры.
Оставление конфликтов – предписание Аллаха
В Коране сказано: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (Аль-Анфаль, 46).
Воздержание от конфликтов – это предписание Всевышнего Аллаха, за которую он обещал высокую награду.. Всевышний говорит, что споры становятся причиной поражения и лишения единства.
В хадисе: «Верующие – это те, кто ни языком, ни руками не причиняет никому вреда».
Пророк (с.а.с.) говорил, что верующий – это те, которые не причиняют вреда ни языком, ни руками другим, а оказывают им помощь, олицетворяют милосердие и совершают благодеяния.
В хадисе сказано: «Не сообщить ли вам о том, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок и прост (в общении)» (Тирмизи).
В другом хадисе сообщается: «Поистине, больше всего не любим Аллахом тот человек, который спорит не по праву» (Бухари).
Существует большое количество аятов и хадисов взаимоотношениях разных групп людей: мужа и жены, родственников, родителей и детей, и все они – о сохранении достоинства в отношениях, соблюдении права обеих сторон, о мягкости и снисходительности. Эти аяты и хадисы соединяются в идеальную картину мира, где каждый чувствует стабильность и гармонию.
Ценности ислама основаны на любви, милосердии, взаимопонимании и скромности. На верующего возложено следование повелениям, которые не причиняют вреда другим и заботятся о его интересах и благополучии. Мусульманину Господом предписано нести миру мир и распространять добро.
Автор: Гузель Гильмутдинова