Ответы на какие вопросы можно найти в суре «Юсуф»?
В соответствии с наиболее распространенным мнением, данная сура была полностью ниспослана в Мекке. И хотя от Ибн Аббаса и Катады передавалось мнение, что первые три аята суры были ниспосланы в Медине, другие алимы не поддержали это мнение.
В одном риваяте, который был передан многими хафизами хадисов, рассказывающем о том, как Рифаа ибн Рафии прибыл в Мекку к посланнику Аллаха (мир ему) чтобы стать мусульманином, особенно подчеркивается, что посланник Аллаха (мир ему) обучил его сурам «Аляк» и «Юсуф» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/170).
В риваяте, переданном от Са`да ибн Абу Ваккаса, сообщается, что Аллах Всевышний ниспослал Своему посланнику Коран, и посланник Аллаха (мир ему) читал ниспосланные ему аяты своим сахабам. Однажды сахабы сказали: «О, посланник Аллаха! Не мог бы ты рассказать нам какой-нибудь рассказ». И тогда была ниспослана эта сура (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/170).
В другом риваяте сообщается, что иудеи, подстрекая мекканских многобожников, сказали им: «Спросите у Мухаммада, по какой причине сыны Исраилевы отправились в Египет и поселились там? Посмотрим, знает ли он». Мекканские многобожники пришли к посланнику Аллаха (мир ему) и спросили его об этом. И в ответ на этот их вопрос была ниспослана сура «Юсуф» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/170; Насафи, Мадарик, 2/177; Бегави, Маалимут-Танзиль, 2/411; Аш-Шавкани, Фатхуль-Кадир, 3/8).
В одном сообщении, приводимом муфассирами без упоминания имени рави (передатчика), сообщается, что однажды иудеи, придя к посланнику Аллаха (мир ему), стали расспрашивать его о сынах Якуба и о тяжелом положении, в котором оказался Юсуф. И в ответ на эти расспросы и была ниспослана эта сура (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/170).
В риваяте, переданном от Наххаса, сообщается, что иудеи сами не приходили к посланнику Аллаха (мир ему) с этими вопросами, вместо этого они сказали многобожникам, чтобы те спросили у посланника Аллаха (мир ему) о пророке, который жил в Шаме, а его сын оказался в Египте, и который от горя из-за потери сына полностью ослеп. Наххас в ответ на эти вопросы говорит, что сура Юсуф была ниспослана в Мекке вся целиком, а поскольку в Мекке не было никого из людей писания, то, по мнению Наххаса, сами иудеи не могли задать эти вопросы посланнику Аллаха (мир ему) (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 9/87).
نَحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ أَحْسَنَ الْقَصَصِ بِمَا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ هَذَا الْقُرْآنَ وَإِن كُنتَ مِن قَبْلِهِ لَمِنَ الْغَافِلِينَ
«Мы рассказываем тебе самые прекрасные истории, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде (до получения откровения) ты не знал об этом (и никогда не слышал истории о прежних пророках)» (Юсуф, 3).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на просьбу сахабов, сказавших: «О, посланник Аллаха! Расскажи нам какую-нибудь историю».
В риваяте, переданном от Авна ибн Абдуллаха, он говорил: «Сподвижники посланника Аллаха (мир ему) устали (слушать ниспосылаемые посланнику Аллаха (мир ему) аяты Корана) и сказали: «О, посланник Аллаха! Расскажи нам что-нибудь другое». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«Аллах ниспослал лучшую речь (Коран) – Книгу, аяты которого похожи друг на друга и повторяются (повествования, сообщения, повеления и запреты, радостные вести и предупреждения, назидания и увещевания)» (Аз-Зумар, 23).
Спустя какое-то время сахабы снова устали и сказали: «О, посланник Аллаха! Расскажи нам что-нибудь не из Корана, а что было бы твоими собственными словами». Тем самым они хотели, чтобы он сам рассказал им какие-нибудь истории. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«Мы рассказываем тебе самые прекрасные истории, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде (до получения откровения) ты не знал об этом (и никогда не слышал истории о прежних пророках)».
В риваяте, переданном от Мус`аба ибн Са`да, который в свою очередь передал его от своего отца Са`да ибн Абу Ваккаса, сообщается, что упомянутые в предыдущем риваяте аяты ниспосылались в противоположной последовательности (Табери, Джамиуль-Байан, 12/90; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 189. 8- аль-Хадид 57/16).
В риваяте Ибн Абу Хатима, переданном от Са`да ибн Абу Ваккаса, в качестве дополнения к вышесказанному говорится, что спустя некоторое время после того, как были ниспосланы эти аяты, сахабы снова сказали: «О, посланник Аллаха! Расскажи нам что-нибудь другое». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Разве не наступило время для того, чтобы сердца верующих смягчились при упоминании Аллаха и ниспосланной истины?» (Аль-Хадид, 16). (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/216).
В риваяте, переданном от Саида ибн Джубайра, в качестве причины ниспослания данного аята упоминается совершенно другая история. Ибн Джубайр говорил: «Однажды сподвижники посланника Аллаха (мир ему) собрались вокруг Сальмана аль-Фариси и сказали: «Расскажи нам что-нибудь из Торы, так как там описываются прекрасные вещи». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Мы рассказываем тебе самые прекрасные истории, внушая тебе в откровении этот Коран...» (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/179).
وَمَا أَكْثَرُ النَّاسِ وَلَوْ حَرَصْتَ بِمُؤْمِنِينَ
«И большинство людей не уверует, как бы сильно ты ни хотел этого (чтобы они уверовали)» (сура Юсуф, 103).
Когда арабы попросили посланника Аллаха (мир ему) рассказать им историю Юсуфа, то он надеялся, что рассказав им эту историю, они уверуют. Однако, когда они не уверовали, посланник Аллаха (мир ему) расстроился, и тогда в качестве утешения Аллах Всевышний ниспослал ему этот аят (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 9/178).
Или же многобожники пообещали посланнику Аллаха (мир ему), что уверуют если он расскажет им эту историю, однако выслушав её, они отказались от своего обещания, что очень огорчило посланника Аллаха (мир ему) и тогда чтобы утешить его, Аллах ниспослал ему этот аят (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 13/65).
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَهُم مُّشْرِكُونَ
«И большая их часть верит в Аллаха (признавая, что Он – Создатель мира, от Него пропитание и т.п.), но они – язычники (поклоняются кому-то наряду с Аллахом)» (Юсуф, 106).
Хасан, Муджахид, Амир аш-Ша`би и большинство муфассиров говорили о том, что данный аят был ниспослан в отношении людей, которые признавали Аллаха своим создателем и создателем всего сущего, но при этом они поклонялись идолам.
Также было сказано, что данный аят был ниспослан по поводу появления дыма. Сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему) обратившись к Аллаху сказал: «О, Аллах! Подвергни тяжелым испытаниям племя Мудар. Ниспошли им голод, подобный семилетнему голоду при Юсуфе». С наступлением голодных лет, Мекку окутал дым, о чём упоминается в суре ад-Духан: «(Люди скажут): «Господи! Избавь нас от страданий! Поистине, мы уверовали (в Твоего Пророка)». Их вера была только на словах. Но как только они были избавлены от засухи и голода, то немедленно вернулись к своему многобожию» (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 9/179).
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلاَّ رِجَالاً نُّوحِي إِلَيْهِم مِّنْ أَهْلِ الْقُرَى أَفَلَمْ يَسِيرُواْ فِي الأَرْضِ فَيَنظُرُواْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَدَارُ الآخِرَةِ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ اتَّقَواْ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ
«И до тебя Мы отправляли посланниками только мужчин (а не ангелов) из селений, и им Мы давали откровение. Разве они (язычники) не ездили по земле и не видели, каким (ужасным) был итог тех (неверующих), которые жили раньше? Поистине, вечная обитель лучше (чем земная жизнь) для богобоязненных (кто оберегает себя от неверия и грехов). Неужели вы не задумываетесь (об этом)?!» (Юсуф, 109).
И хотя некоторые говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Саджах, дочери Аль-Мунзира, которая заявила о своём пророчестве, однако данное мнение является неверным, так как Саджах заявила о своём пророчестве уже после смерти посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Затем она отказалась от своих утверждений, покаялась и стала мусульманкой (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 13/68).
«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»
Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.
Перевод с турецкого: Сабир Грижак
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!