«Он знает всё, что в небе и на земле»: история ниспослания аята
Фото: FarisFitrianto / shutterstock.com.
قُلْ كَفَى بِاللَّهِ بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ شَهِيدًا
يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالَّذِينَ آمَنُوا
بِالْبَاطِلِ وَكَفَرُوا بِاللَّهِ أُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«Скажи [им]: «Достаточно того, что Аллах – свидетель для меня и для вас. Он знает все, что в небе и на земле. А те, кто поверил в ложь и не поверил в Аллаха, окажутся потерпевшими убыток» (Анкабут, 52).
Хотя и было передано о ниспослании этого аята в ответ словам, сказанным Каʼбом ибн аль-Ашрафом и его сторонниками: «Эй, Мухаммад, кто же засвидетельствует, что ты являешься посланником Аллаха?», Алуси зафиксировал, что данный риваят не заслуживает большого доверия (Алуси, XXI, 7).
وَلَقَدْ كَانُوا عَاهَدُوا
اللَّهَ مِن قَبْلُ لَا يُوَلُّونَ الْأَدْبَارَ وَكَانَ عَهْدُ اللَّهِ مَسْؤُولًا
«А ведь они заключили договор с Аллахом прежде, [пообещав Всевышнему] не поворачиваться [к врагу] спиной. И о договоре с Аллахом они будут спрошены [в Судный день]» (Аль-Ахзаб, 15).
Также согласно риваяту от Язида ибн Румана, здесь тоже речь идет о людях из рода Харисы. Когда в день Ухуда люди из племени Салямы покинули строй, то же самое сделали и люди из рода Харисы. Позже они дали слово перед Аллахом. Что больше такого никогда не повторится. В этом аяте Аллах Всевышний напоминает им о данном ими слове (Имам ат-Табари, XXI, 87).
«Какой грех самый большой перед Аллахом?»: ответ из Корана
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا
أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ وَمَا مَلَكَتْ
يَمِينُكَ مِمَّا أَفَاء اللَّهُ عَلَيْكَ وَبَنَاتِ عَمِّكَ وَبَنَاتِ عَمَّاتِكَ
وَبَنَاتِ خَالِكَ وَبَنَاتِ خَالَاتِكَ اللَّاتِي هَاجَرْنَ مَعَكَ وَامْرَأَةً
مُّؤْمِنَةً إِن وَهَبَتْ نَفْسَهَا لِلنَّبِيِّ إِنْ أَرَادَ النَّبِيُّ أَن يَسْتَنكِحَهَا
خَالِصَةً لَّكَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ قَدْ عَلِمْنَا مَا فَرَضْنَا
عَلَيْهِمْ فِي أَزْوَاجِهِمْ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ لِكَيْلَا
يَكُونَ عَلَيْكَ حَرَجٌ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты передал их махр, и невольниц, которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей по отцу, дочерей твоих теть по отцу, дочерей твоих дядей по матери, дочерей твоих теть по матери, которые переселились вместе с тобой, а также [любую] верующую женщину, которая вручит себя Пророку, если Пророк пожелает жениться на ней. [Последнее дозволено] Только для тебя, а для [других] верующих – нет. Мы знаем, что установили для них в отношении их жен и невольниц. Это для того, чтобы ты не испытывал затруднений. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ахзаб, 50).
Имам Тирмизи приводит риваят, полученный через ‘Абда ибн Хумайда от Умм Хани бинт ‘Абдул-Мутталиба, в котором она говорит: «Расулюллах ﷺ пожелал жениться на мне, я же не согласилась, придумав какой-то предлог, и он простил меня. Позже Аллах Всевышний ниспослал аят: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней...».
Согласно этому аяту, ему не было дозволено жениться на мне, поскольку я не была из тех женщин, которые совершили хиджру, а из «тулека». Так называли тех, кто стал мусульманином в день завоевания Мекки, и Умм Хани тоже стала мусульманкой в тот день» (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Ахзаб, 33/17, хадис № 3214).
Фото: Creativa Images / shutterstock.com.
В качестве повода для ниспослания части аята: «Мы сделали для тебя дозволенными... также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку ﷺ, если Пророк ﷺ захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим...» в риваяте Ибн Са’да от Икримы тот указывает, что этот аят был ниспослан про Умм Шерик ад-Давсию.
Также согласно риваяту Ибн Са’да от Мунира ибн ‘Абдуллаха ад-Дуали, Умм Шерик Газия бинт Джабир ибн Хаким ад-Давсия пожелала подарить себя Пророку ﷺ. И Расулюллах согласился на это. Умм Шерик была красивой женщиной, и Аиша из ревности сказала про нее: «В женщине, которая дарит себя мужчине, конечно же, нет ничего благого».
Умм Шерик говорила: «Вот эта женщина, о которой в аяте сказано «верующую женщину, которая подарит себя Пророку...», – это я. И Аллах назвал меня «верующей женщиной». После ниспослания этого аята, Аиша сказала Пророку ﷺ: «Вижу, что Аллах тотчас исполняет твои желания» (Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 7).
Из книги «Асбабун-Нузуль»