• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Злословие в исламе: что считается нарушением прав человека?

Время чтения: 4 мин
175

Создано при помощи нейросети Kainat.AI

Создано при помощи нейросети Kainat.AI

Осуждение за спиной (гыйбат) – это когда за спиной у мусульманина говорят о нем плохо. В переданном от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху хадисе говорится, что однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил:

– Это такое поминание брата по вере, которое ему не понравилось бы.

Был задан вопрос:

– А что вы скажете, если упомянутый мною недостаток действительно присущ этому брату по вере?

– Если сказанное тобою присуще ему, тогда получится, что ты сплетничаешь о нем. Если же нет, тогда получится, что ты оклеветал его, – ответил Посланник Аллаха ﷺ («Сахих» имама Муслима, Бирр, 70).

Откровенно или скрытно злословить за спиной у мусульманина, или побуждать других говорить о его недостатках, или же посягать на честь и достоинство брата по вере, – всё это тоже гыйбат (Ат-Табарани, «Аусат», 6590; аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 6315).

«Раб Милостивого» – лучшая степень для людей

Иначе говоря, осуждать за спиной можно не только словами, но и действиями. Можно письменно оклеветать человека или же делать это простым движением рук или взглядом.

Мать правоверных досточтимая ‘Аиша радыяллаху ‘анха рассказывала: «Однажды к нам приходила одна женщина. Когда она уходила от нас, я сделала движение, указывающее, что у нее короткая шея. Наш Пророк ﷺ тотчас сказал: «Ты злословишь насчет этой женщины» (Ахмад ибн Ханбаль, 6/136).

Изображать за его спиной движения человека, испытывающего трудности при ходьбе, – это тоже гыйбат, и даже еще хуже. Если автор критикует, называя имена конкретных известных людей, которые уже умерли и которые отсутствуют, это тоже можно считать злословием. В таких случаях лучше использовать общие выражения типа «многие люди поступали таким образом».

Фото: Andrey_Popov/ shutterstock.com

Фото: Andrey_Popov/ shutterstock.com

Даже самые простые фразы, вроде «К нам сегодня приходил один человек», или «Мы сегодня видели одного человека», могут стать сплетней в зависимости от обстоятельств, если слушатели понимают, о ком идет речь. Но если невозможно понять, о ком же идет речь, тогда это не будет злословием. Когда нашему Пророку ﷺ не нравились действия некоторых людей, он говорил, не называя конкретных имен: «Почему люди так поступают?»

Говоря об узнаваемом человеке, нельзя употреблять такие выражения: «Хвала Аллаху, не позволяющему нам быть вхожими к такому правителю», или «Не дай нам Аллах стать бесстыжими, как он». Это будет осуждением за спиной. Также будет гыйбатом, если сказать о ком-то: «Он был таким хорошим человеком, не пропускал свое поклонение. Однако теперь он обленился, и подобно нам стал менее устойчивым перед мирскими соблазнами».

Говорит вроде бы о себе, но порочит другого. Делая вид, будто берет пример с осуждающих себя праведников, хочет выставить себя с хорошей стороны. Такого рода высказывания тоже можно считать кривотолками. Такой человек воплощает в себе одновременно три отрицательных черт характера. Из-за своего невежества, он считает себя одним из праведных друзей Аллаха, далеких от любого злословия.

Фото: Freeograph/ shutterstock.com

Фото: Freeograph/ shutterstock.com

Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Так играет шайтан с невеждами, которые поклоняются, не имея знаний. Он делает их деяния тщетными и утомляет их. Чтобы сделать тщетными все их дела, он прибегает к разным уловкам и коварству. Явившись потом перед ними, он начинает насмехаться над ними».

«Я сильно огорчился, узнав о том, что приключилось с этим моим братом. Надеюсь, Аллах утешит его». Такие высказывания тоже являются злословием, когда представляют собой не переживания за ближнего, а злорадство по поводу его тяжелого положения. Если бы он действительно переживал, то молча помолился бы за своего брата. Также будет гыйбатом, когда говорят: «Этот бедняга оказался один на один в большой бедой. Да простит Аллах наши и его грехи».

Вслух он молится за него, показывая свое сочувствие, однако Аллаху известны его скрытые дурные намерения. С одной стороны, он говорит: «Я сильно переживаю за этого беднягу, попавшего в такое трудное положение», или «Мне жаль, что он терпит такие убытки».

Но с другой стороны, он тем самым сообщает всем о его проблемах, чем может еще сильнее навредить этому человеку. Если он выскажется о своих переживаниях, не называя имени этого человека, тогда это будет большим савабом для него.

«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»

Социальные комментарии Cackle