Терпение перед различными трудностями, или как удалить яд жизненных невзгод с точки зрения ислама
Фото: fran_kie/ shutterstock.com
Терпение перед различными трудностями с точки зрения ислама
Как известно, в жизни происходят не только счастливые события. Трудности, постигающие человека с рождения до смерти, есть реалии жизни, мы должны признать.
Истина в том, что трудности и проблемы являются необходимыми этапами для достижения человеком духовного совершенства. Проявление терпения в трудностях называется «сабр».
После того, как человек уверовал, его образ жизни потребует от него терпения. Исламские ученые обращают внимание на две стороны терпения. Первая – проявляя терпение в трудные минуты, человек ожидает в конце только хорошее. Вторая – человек, избегая всего, что усиливает тягу к скверному, ограждает себя от печальных последствий.
Терпение означает проявление силы воли в первые минуты испытания и символизирует стойкость. Также терпение означает избегание грехов и неукоснительное соблюдение религиозных предписаний.
Жизненные трудности и невзгоды, по мнению большинства исламских ученых, являются своеобразным путеводителем человека, так как в этом мире ничего не достигается без усилий. Только благодаря терпению человек может вынести трудности.
Что сказано о терпении в Священном Коране?
Фото: Javier Cruz Acosta/ shutterstock.com
Терпение – это противоядие, нейтрализующее яд жизненных невзгод
Терпение могут проявить только те, кто видит конечный результат. Без ответа человек не может продолжать нормальную жизнь. Следовательно, терпение есть образ мыслей и действий, при котором человек не сомневается в победе.
«Мы испытываем [людей) страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых» (Бакара, 2/155).
Проявление терпения в сложные моменты удаляют от человека беды и страдания. Верующий, обладающий высокой нравственностью, должен и радостные моменты жизни, и трудности считать испытанием Аллаха.
В благополучии нужно благодарить Аллаха, а в трудные моменты – проявлять терпение. Такая манера поведения совершенствует человека, увеличивает его жизненные силы и сопротивление, а также способствует получению награды (саваб).
Пророк Мухаммад ﷺ это состояние объяснял следующим образом: «Положение мумина (верующего) удивительно (достойно зависти и восхищения), потому что каждая ситуация для него благо, и не дано такого никому, кроме него. Если постигло его событие радостное, то он делает «шукр» – благодарит Аллаха, и это благо для него. А если постигла его беда, то он терпит – и это тоже для него благо» (Муслим, Зухд, 64).
Фото: affendi shahidan/ shutterstock.com
Пророк Аюб (а.с.) – пример человеческого терпения
Из книги «Моя нравственность»