• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что легче – порадоваться чужой радости или посочувствовать чужой беде?

Время чтения: 6 мин
10184

Большинство людей вовсе не считают себя черствыми и бессердечными. Нас расстраивают сообщения о чужих печалях, болезнях, неприятностях. Когда коллега по работе сообщает нам, что у нее болеют дети, и просит подменить ее на работе, мы не отказываем в помощи. Когда сосед или сослуживец рассказывает нам о тяжелой болезни родственника, мы участливо их выслушиваем и предлагаем помочь найти хорошего врача или достать лекарства.

Мы не отказываем дать в долг человеку, у которого умер близкий человек, и не хватает на похороны. Уж не говоря о словах сочувствия, которыми мы готовы щедро делиться со всеми, кто расскажет нам о сварливой свекрови, непослушных детях, разбившейся любимой кружке, потерянных ключах и прочем.

Но если эти же люди, наоборот, расскажут нам о том, что с ними случилась какая-то неожиданная радость, захотим ли мы с такой же готовностью порадоваться вместе с ними? Подруга, которая вчера жаловалась на непослушного сына, который бросил учебу в институте и целыми днями ничего не делает, сегодня радостно сообщает о готовящейся свадьбе дочери с очень обеспеченным и перспективным молодым человеком.

Приятель, который вечно приходил к нам одолжить пару тысяч рублей до зарплаты, неожиданно находит хорошую работу, где ему не только хватает на все необходимое, но еще предоставляется возможность съездить в зарубежные командировки. Семья, где супруги много лет должны были жить с неуступчивой свекровью или тещей, наконец накопила деньги на собственную квартиру.

Будем ли мы искренне радоваться за друзей и знакомых, особенно, если нас жизнь в последнее время не балует? Приятель нашел хорошую работу – а тебе, наоборот, сократили зарплату, опасный диагноз, который поставили маме или сестре твоей подруги, оказался ошибочным, зато у вас врачи обнаружили диабет и велели сидеть на строгой диете, сын подруги наконец нашел работу – а ваш сын или дочка уже второй год не может поступить в институт.

При таком раскладе вещей очень трудно порадоваться за другого – наоборот, нас посещают очень неприятные мысли: «Почему все это достается ей или ему, а не мне? Чем я хуже? Я работаю не меньше, о детях забочусь лучше…» и тому подобное.

Все, наверное, замечали, что слышать о чужой беде нам приятнее, чем о чужой радости, проявить сочувствие проще, чем искренне, от души (а не притворно) порадоваться за другого человека. В чем же здесь причина?

Когда мы слышим о неприятности, которая случилась с кем-то, наверняка, многие ловили себя на не очень приятной мысли: «Слава Богу, что это случилось не со мной!» Особенно, нам приятно слышать, когда неприятность случается с человеком, который нам не нравится – поскольку у него плохой характер, он нас чем-то обидел, занимает более высокую должность, добился больших успехов.

Когда же мы слышим, что его тоже постигла какая-то беда, мы поневоле проявляем злорадство. «Так ему и надо – пусть не думает, что он застрахован от всех бед». И даже если мы искренне переживаем за человека, все равно – наша печаль не свободна от какого-то недоброго чувства.

Праведные люди, которые были гораздо более чувствительны к подобным вещам, могли долгие годы испытывать угрызения совести за проявленную – пусть и невольно – радость в тех случаях, когда кого-то постигли беды.

Однажды Сария ас-Сакати – праведный человек, живший в первые века ислама, во время одной из бесед со своими учениками, сказал: «В течении тридцати лет я раскаиваюсь за то, что тридцать лет тому назад сказал: «Альхамдулиллях» (слава Всевышнему). Ученики удивились и спросили – как такое может быть, что плохого в том, чтобы поблагодарить Всевышнего за какую-то радость? Шейх объяснил им, что однажды на рынке, где находился его магазин, произошел пожар. Все лавки и магазины, кроме его магазина, сгорели:

«Когда сказали о том, что мой магазин не пострадал, я невольно сказал: «Альхамдулиллях». Но затем я спросил себя: «Как же ты можешь воздавать хвалу, в то время как твои братья-мусульмане лишились своего имущества? Разве это достойно верующего человека?». Я очень огорчился и заплакав, стал каяться. Затем я раздал весь товар из своего магазина, нуждающимся. Я каюсь в течение тридцати лет, но до сих пор не избавился от угрызений совести».

Как мы видим, праведный человек раскаивался за то, что он невольно порадовался тому, что беда обрушилась на голову других людей, а не на его.

Поэтому нам бывает несложно проявить сочувствие, если мы слышим о чужой неприятности – мы в это время испытываем облегчение, что это постигло не нас, и при этом смотрим свысока на другого – ему сейчас плохо, а мне хорошо, у него неприятности, а у меня, слава Богу, все в порядке.

Тем более, если этот человек недавно чем-то нас обидел, мы в глубине души думаем – так ему и надо, пусть и ему тоже будет плохо. Иными словами, наше сочувствие и даже желание помочь бывает не свободно от чувства превосходства, от недобрых мыслей, от злорадства. Разумеется, такое сочувствие нельзя назвать искренним. В хадисе дается предостережение таким людям:

«Не радуйся открыто (не злорадствуй) несчастью, постигшему твоего брата, иначе Аллах окажет милость ему и подвергнет испытанию тебя» (Тирмизи).

Помните о том, что мирское счастье изменчиво – сегодня беда постигла кого-то другого, но завтра может постигнуть и вас, «все мы под Богом ходим», - как гласит народная мудрость. Так что, когда вы стараетесь жалеть людей, находящихся в беде, и помогать им делайте это от души, не злорадствуя над ними.

Почему же нам бывает тяжело порадоваться чужой радости? Если, как мы сказали выше, даже сочувствие не бывает свободно от недобрых мыслей, то, тем более, когда мы слышим о чье-то радости, нам это бывает неприятно – особенно если мы в это время переживаем не лучший период своей жизни. Здесь чаще всего играет роль откровенная зависть – почему это досталось ему, а не мне, чем я хуже него? И поэтому нам трудно бывает радоваться.

Но если вдуматься – ведь завидующий проявляет недовольство решением Всевышнего, это Он решил наделить такого-то человека успехом, здоровьем, здоровыми детьми, имуществом. Если мы достигли меньшего, значит, такова Его воля – а возможно, мы сами виноваты, что не проявили достаточно усердия и трудолюбия. Зависть также есть весьма нехорошее чувство, которое не подобает верующему человеку. Как говорится в другом хадисе:

«Зависть съедает хорошие поступки, как огонь съедает дрова».

Завистник – то есть, человек, который недоволен чужими успехами и приобретениями, как бы отрицает божественную справедливость – что Господь правильно распределяет блага этого мира между людьми.

По всем этим причинам, человеку, в жизни которого случилось что-то хорошее, лучше лишний раз не хвастаться этими благами и не выставлять их напоказ, чтобы не вызвать чужой зависти - поскольку есть такая нехорошая вещь, как сглаз (см. Сглаз в Исламе или почему не следует выкладывать в социальных сетях свои фото?).

Итак, мы постарались поразмышлять над такой проблемой – почему людям проще посочувствовать чужой беде, чем порадоваться чужой радости. К сожалению, часто все это связано с низкими страстями, живущими в душе у человека.

Когда нам сообщают, что такого-то постигла беда, это дает нам возможность проявить превосходство перед ним, а то и откровенное злорадство – радость по случаю чужого несчастья. Если же мы видим чужие успехи – тем более, когда мы переживаем не лучший период в жизни, у нас в душе рождается зависть и недовольство – почему это достается другим людям, а не нам?

В любом случае, человеку верующему такие чувства не подобают. Ему следует учиться искренне сожалеть о чужой беде и радоваться чужой радости как своей собственной. Ведь другой человек – особенно единоверец – это все равно что ты сам, его боль- это твоя боль, а его радость – это твоя радость:

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).

Кобулова Анна

Социальные комментарии Cackle