«Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не достигают Аллаха»: причина ниспослания аята
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا
وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ كَذَلِكَ سَخَّرَهَا لَكُمْ لِتُكَبِّرُوا
اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَبَشِّرِ الْمُحْسِنِينَ
«Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не достигают Аллаха. Но Его достигает только ваша богобоязненность [праведный поступок в сочетании с правильной верой]. Так Он подчинил их [животных] вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на истинный путь. Обрадуй же [о Мухаммад] добродетельных [верующих]» (Аль-Хадж, 37).
Как ранее уже было сказано (когда говорилось о причине ниспослания 3-го аята суры «аль-Маида»), Ибн Джурайдж говорит: «Использованное в аяте «Вам запрещены.., и то [животное], которое было забито на жертвенниках [во имя идолов], а также гадание на стрелах» слово «нусуб» не означает «идолы».
Идолам придавался определенный облик и на их поверхность наносили орнамент. Нусуб же – это камни, расставленные вокруг Каабы. Их количество составляло 360, из которых 300 принадлежали племени Хузаа. Народ времен джахилии, когда резали курбан, мазали эти камни кровью жертвенных животных и клали на камни мясо курбана.
Запретные месяцы мусульман: для чего они и откуда появились?
С приходом ислама, сподвижники спросили: «Эй, Посланник Аллаха! Народ времен джахилии оказывал почтение Каабе, окропляя кровью жертвенных животных установленные вокруг него камни и кладя на эти камни мясо курбана. Конечно же, мы более достойны оказывать почтение и уважение Каабе. Может, нам тоже мазать Каабу кровью жертвенных животных?»
Пророк ﷺ не стал этого запрещать, но вслед за этим Всевышний Аллах ниспослал аят: «Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не достигают Аллаха». Это было передано от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху также через Абу Салиха.
Из книги "Асбабун-Нузуль"