«Нет греха для слепого, нет греха для хромого, нет греха для больного»: о чём этот аят?
Фото: shutterstock.com. Автор: Sadiq Alkhater.
لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ
حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى أَنفُسِكُمْ أَن تَأْكُلُوا
مِن بُيُوتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ آبَائِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أُمَّهَاتِكُمْ
أَوْ بُيُوتِ إِخْوَانِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخَوَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ
أَعْمَامِكُمْ أَوْ بُيُوتِ عَمَّاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخْوَالِكُمْ
أَوْ بُيُوتِ خَالَاتِكُمْ أَوْ مَا مَلَكْتُم مَّفَاتِحَهُ
أَوْ صَدِيقِكُمْ لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَأْكُلُوا
جَمِيعًا أَوْ أَشْتَاتًا فَإِذَا دَخَلْتُم بُيُوتًا فَسَلِّمُوا
عَلَى أَنفُسِكُمْ تَحِيَّةً مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُبَارَكَةً طَيِّبَةً
كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُون
«Нет греха для слепого, нет греха для хромого, нет греха для больного и для вас самих, если вы будете есть дома у вас [у ваших детей], или дома у ваших отцов, или дома у ваших матерей, или дома у ваших братьев, или дома у ваших сестер, или дома у ваших дядей по отцу, или дома у ваших теток по отцу, или дома у ваших дядей по матери, или дома у ваших теток по матери, или в домах, ключи от которых у вас, или в доме у вашего друга [то есть, можно есть еду в перечисленных домах, если даже их хозяев там нет]. Нет греха на вас, будете ли вы есть все вместе или по отдельности. Когда заходите в дом, то приветствуйте себя [друг друга] хорошим благодатным приветствием [пришедшим] от Аллаха [за которое будет награда]. Так Аллах объясняет вам аяты, чтобы вы поняли [их и приняли]» (ан-Нур, 61).
После того, как был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию....» (Ан-Ниса, 29), люди затруднялись, стеснялись кушать друг у друга дома. Поэтому был ниспослан этот аят (Суюти “ад-Дурруль-Мансур”, II, 494).
«И пусть сохраняют целомудрие те, кто не может вступить в брак»: история ниспослания аята
Фото: Zurijeta/ shutterstock.com
Один риваят, дошедший от Ибн ‘Аббаса, еще шире раскрывает тему. Он говорит следующее: «Когда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию....» (Ан-Ниса, 29), мусульмане сказали: «Аллах Всевышний запретил нам незаконно поедать имущество другого. Еда – самое лучшее из всего нашего имущества. Значит, нам не дозволено есть у других». Они перестали кушать в домах друг у друга. И после этого Аллах Всевышний ниспослал этот аят» (Имам ат-Табари, внп, XVIII, 128).
В риваяте от Муджахида сказано: «Среди сподвижников были и калеки. (В хадисе Ибн Амра сказано еще более ясно – калеки, слепые и хромые; а в хадисе Хариса – слепые, хромые и нуждающиеся). Некоторые из сахабов приводили таких людей к себе домой, чтобы накормить. Если же у них дома не было для этого достаточно еды, то приводили их в дом своих родителей или же других родственников, перечисленных в аяте. Калеки, которых они приводили с собой, были не очень этим довольны и говорили: «Вот приводят нас не к себе домой, а в чужие дома». Вот в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят» (Имам ат-Табари, внп, XVIII, 129).
Фото: Drazen Zigic / shutterstock.com.
Из книги «Асбабун-Нузуль»