«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее…»
Нет, наверное, человеческого качества, которое вызывало бы в людях такую неприязнь как скупость и жадность. Что может быть отвратительнее человека, который любит деньги, собирает богатство, но только для того, чтобы потратить его на свои удовольствия, не желая уделить даже малости для помощи ближнему?
Такова природа жадного человека – который собирает и копит богатство только для себя. Еще неприятней выглядит скупец – человек, который также дрожит над каждой копейкой, жалея отдать другим хоть малую часть из своего имущества, но при этом не пользуется всем этим, а собирает просто ради самого факта накопления. Сам он при этом может жить почти в нищете.
Народная мудрость сохранила для нас множество поговорок и пословиц с осуждением в адрес подобных людей.
Жадность покою — лютый враг.
Жадность последнего ума лишает.
Жадность — что река: чем дальше, тем шире.
Жадность — всякому горю начало.
Жадный глаз только сырой землей насытится.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
При скупости да при жадности проживешь век без радости.
В них подмечены основные качества этой болезни души: жадный человек не находит себе покоя, поскольку постоянно боится за свои сокровища – вдруг с ними что-то случится? Жадность ненасытна, ей всегда всего мало – если человек не будет бороться с этим неприятным качеством, она завладеет им и сделает его своим рабом.
Жадный человек одинок и несчастен – у него нет друзей и близких, ведь никому не приятно водить с ним дружбу. Жадность способна насытиться «только сырой землей» - то есть, прекращается этот процесс накопления только со смертью человека. Как это созвучно с хадисом, где говорится, что «нутро сына Адама не наполнит ничто, кроме земли» (Ахмад).
Художественная литература донесла до нас множество ярких образов корыстолюбивых и алчных персонажей.
Ростовщик Шейлок в пьесе Шекспира «Венецианский купец» готов вырезать кусок плоти из тела своего должника – который не сумел вовремя с ним расплатиться. Скупец Гарпагон в пьесе французского драматурга Мольера «Скупой» готов помешать счастью собственных детей ради наживы. Ростовщик Гобсек, герой одноименной повести Оноре де Бальзака, разрушает судьбы людей своей жадностью.
Скупой рыцарь – одинокий старый лихоимец, герой одноименной «маленькой трагедии» Пушкина, живет как нищий, но при этом каждый день спускается в подвал, чтобы полюбоваться золотыми монетами, лежащими у него в сундуках. Деньги ему нужны для осознания своей власти над людьми, сам он ими не пользуется: «Мне всё послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно сего сознанья...».
Герой романа русского писателя Гоголя «Мертвые души» Плюшкин являет собой еще один пример такого несчастного скупца. Он одет в какие-то рваные лохмотья, собирает на улице всякий мусор, не в силах расстаться даже с явно бесполезными и пришедшими в негодность вещами. При этом он – вполне обеспеченный человек, который мог бы жить не нуждаясь, но его душу полностью разъели жажда накопительства и страх за свои богатства. Само наименование этого человека стало нарицательным – человеку, который постоянно что-то копит и собирает, даже если эти вещи ему не нужны, говорят: «Да ты настоящий Плюшкин!»
Что религия говорит о жадности и скупости?
Исламская религия – как и остальные религии, строго порицает жадность и скупость. Ведь богатство, к которому так стремится жадный и алчный человек, не принадлежит ему – это дар от Всевышнего, Который дает мирские блага кому пожелает, и забирает у кого пожелает.
Если какому-то человеку дается богатство, это для него испытание – Бог дает ему деньги и имущество, чтобы узнать, сможет ли он правильно поступить с ними, будет ли расходовать для помощи людям, для полезных дел, или потратит только на себя и свои удовольствия? Избыток в имуществе дается некоторым людям, чтобы они поделились им с нуждающимися:
«Поистине, вам даются поддержка и пропитание благодаря тому, что среди вас есть слабые (не имеющие родственников, материального достатка или здоровья) люди» (Ахмад). Более того, богатый обязан отдавать часть денег бедным в виде закята – обязательной милостыни. Если он не будет делать этого, в будущей жизни он тяжко поплатится за свою скаредность:
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура аль-Имран, аят 180).
Всевышний не любит тех людей, которые утаивают от других людей свое богатство – которое Он им даровал по Своей милости: «Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив [высокомерных] (и) хвастлив, – которые скупятся, и приказывают людям скупость [быть скупыми], и скрывают то, что даровал им Аллах от Своей щедрости!» (Сура ан-Ниса, аят 37).
И наоборот, Господь любит щедрого человека – поскольку он в этом своем качестве подражает Самому Творцу, который милостив ко всем Своим созданиям, бескорыстно даруя им огромное количество разных благ:
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:
«Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далёк от Всевышнего, далек от людей, далёк от Рая и близок к Аду. Невежественный, неграмотный, но щедрый более любим Господом, нежели набожный, молящийся Ему, но скупой» (Тирмизи).
«Щедрость – это дерево из Рая, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Рай. Скупость – это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Ад» (Байхаки).
Религия утверждает – об этом же говорят современные психологи, что причина скупости и жадности часто лежит в страхе за будущее. Человек боится обеднеть, впасть в нужду, по этой причине он начинает безудержно предаваться накопительству.
Лекарством от этого страха служит таваккуль – упование на Творца, который в Своей щедрости обеспечивает пропитанием каждое живое существо:
«И нет ни одного живого существа на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха. И знает Он его место пребывания (когда оно живое) и место хранения (когда оно умрёт)» (11, 6). «И Аллах дарует удел тому, кому пожелает (из Своих творений), без счета» (Сура аль Бакара, аят 212).
Алчный и корыстный человек забывает о том, что его жизнь временна, что когда-то к нему придет смерть, а в будущей жизни все, что он накопил из материальных благ, ему не пригодится.
Пророк Иса (мир ему) однажды рассказал по этому поводу своим ученикам одну притчу. Некий богатый и жадный человек, который больше всего любил удовольствия, однажды особенно порадовался некоему приобретению, что сказал себе: «Смотри, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!».
Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту же ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с теми], кто собирает сокровища для себя, а не для Бога богатеет» (Евангелие от Луки, 12 глава).
То есть, часто люди в своей слепоте радуются каким-то мирским приобретениям, не подозревая о том, что их жизнь может оборваться в любой момент – и зачем тогда будут им нужны их сокровища? В будущей жизни будет иметь ценность совсем другая «валюта» - это добрые дела, которые мы делаем для Бога и других людей.
Священное Писание дает нам рецепт по правильному отношению к деньгам и имуществу: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Сура аль-Исра, аят 29).
«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (Сура аль-Фуркан, аят 67).
Ключом ко всему является золотая середина – разумный человек не жалеет денег для помощи нуждающемуся, но и не разбрасывается деньгами понапрасну. Безумная щедрость – когда человек вдруг захочет раздать все, что у него есть, не оставив ничего для пропитания своего семейства (так что впоследствии ему придется просить у кого-то помощи), так же порицаема, как и скупость. Этих крайностей следует избегать в равной степени.
Итак, как же должен верующий человек, который умеет полагаться на Всевышнего, относиться к деньгам и иным мирским благам? Он не жаден и не скареден, он умеет делиться тем, чем его наградил Господь, с нуждающимися и попавшими в беду, поскольку знает, что земные блага не принадлежат ему, Всевышний дал ему их во временное пользование. Он помнит об отчете в будущей жизни – где ему не пригодятся материальные блага, но будут иметь значения его добрые дела.
Он не отказывается от пожертвований из страха бедности, поскольку знает, что Создатель наделяет пропитанием каждое живое существо. Однако, он не впадает и в обратную крайность – он не бросается деньгами без толку, не расточительствует, а тратит свое имущество разумно и умеренно.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте:
10 аятов о разрушительном воздействии жадности.
3 способа преодолетьсвою скупость.