«Не мешайте им выходить замуж за своих мужей»: разбираем суру Бакара
وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاء فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ أَن يَنكِحْنَ أَزْوَاجَهُنَّ إِذَا تَرَاضَوْاْ بَيْنَهُم بِالْمَعْرُوفِ ذَلِكَ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ مِنكُمْ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكُمْ أَزْكَى لَكُمْ وَأَطْهَرُ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ (232)
«Если вы развелись с женами, и они выждали свой срок, то не мешайте (о, опекуны) им выходить замуж за своих (бывших) мужей, если они договорились друг с другом, согласно установленному (Шариатом и хорошими обычаями). Это наставление примет тот из вас, кто верит в Аллаха и в Судный день. Это лучше для вас и чище. Аллах знает (в чем благо для вас), а вы не знаете» (Бакара, 232).
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси, по собственной цепочке от Ма`кыля ибн Ясара сообщается, что Ма`кыль говорил: «У меня была сестра. Очень многие мужчины приходили ко мне просить её руки, но я никому не отдавал её. Однажды ко мне пришел сын моего дяди и захотел жениться на моей сестре. Я дал своё согласие, и они поженились. Какое-то время они жили вместе, а затем сын моего дяди развёлся с ней, и не возвращал её до самого окончания срока идда. После того как моя сестра стала полностью разведённой, к ней снова стали поступать предложения о замужестве.
Видя это, сын моего дяди снова пришел и снова попросил её руки. Я, разозлившись, сказал ему: «Ничтожный тип! К моей сестре сваталось столько людей, и я отказал им, когда же пришел ты и попросил у меня ее руки, я предпочел тебя всем остальным и выдал свою сестру замуж за тебя. Но ты развелся с ней, и более того до окончания срока идда ты даже не попытался вернуть её. Когда же другие люди снова стали свататься к ней ты (видимо из ревности) захотел жениться на ней снова. Клянусь Аллахом, Который является единственным Богом, я не выдам свою сестру замуж за тебя. Если ты только подойдёшь к ней, моё лицо станет харамом для твоего лица».
Затем Ма`кыль продолжил: «И тогда по поводу меня был ниспослан аят: «Если вы развелись с женами, и они выждали свой срок, то не мешайте (о, опекуны) им выходить замуж за своих (бывших) мужей». Конечно же, Аллах знал, что моя сестра нуждается в бывшем муже, а он нуждается в ней, и поэтому ниспослал этот аят. Когда посланник Аллаха ﷺ позвал меня к себе и прочел этот аят, я сказал: «Слушаюсь и повинуюсь».
После этого я выдал сестру замуж за ее бывшего мужа и принес искупление за нарушение данной мной клятвы» [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/14-15; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/104-105].
Ибн Джарир в качестве дополнения к вышеприведенному хадису говорит, что Ма`кыль ибн Ясар принадлежал к племени Музейна, и что, боясь того, что его сестра вернется к прежнему мужу, он постоянно следил за ней. Также он упоминает о том, что сестру Ма`кыля звали Джумейл бинт Ясар или Фатима бинт Ясар (Табери, Джамиуль-Байан, 2/297-298).
Также Табери приводит мнение, в соответствии с которыми настоящее имя Ма`кыля ин Ясара было Ма`кыль ибн Синан, а человека, который женился на его сестре и был сыном его дяди, звали Абуль-Баддах ибн Асым ибн Адий. Однако правильнее всего, что этого сподвижника звали Ма`кыл. ибн Ясар [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/104-105; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 5/232-233].
Фахруддин ар-Разы упоминает о том, что мужа сестры Ма`кылая звали Джамиль ибн Абдуллах ибн Асым [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 6/111].
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Джабира ибн Абдуллаха. А именно:
«У Джабира ибн Абдуллаха была двоюродная сестра. Её муж развёлся с ней однократным разводом. После того как срок идда закончился, бывший муж пришёл и выразил желание снова жениться на ней. Однако Джабир отказал ему, сказав: «Ты развелся с моей двоюродной сестрой, а теперь снова хочешь жениться на ней, нет, этого не будет». И тогда был ниспослан этот аят.
Суюти говорит о том, что риваят, в котором сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Ма`кыля ибн Ясара является более достоверным и сильным риваятом» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/63].
Автор: Islam Today