• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: связь между верой, знанием и деяниями

Время чтения: 8 мин
722

Фото: towfiqu98/ elements.envato.com

Фото: towfiqu98/ elements.envato.com

Связь между верой, знанием и деяниями

В большинстве случаев убеждения людей едины с их поступками. Между чувствами и мыслями, между чувствами и поступками человека существует тесная связь. Также, между верой и поступками, между поступками и мыслями верующего человека существует тесная связь.

Поступки человека – это сознательное, завершенное действие, Поступки, совершенные с целью обретения довольства Аллаха, отличаются от других поступков. От нас, ради обретения довольства Аллаха, требуется совершения благих поступков. Когда источником наших действий является вера, эти поступки становятся «благими деяниями».

Связь веры и поступков

Призыв «уверуйте и совершайте благие деяния» в священном Коране указывает на то, что между верой и деяниями существует тесная связь. Следовательно, если в зависимости от различных причин меняются наши представления и суждения, это оказывает влияние на наши поступки.

Фото: phoenixproduction/ elements.envato.com

Фото: phoenixproduction/ elements.envato.com

Наставление пятницы: ответственность человека перед Аллахом

Вера оказывает влияние на продолжение наших действий или отказ от них. Например, верующий человек совершает свои поступки с большим вдохновением. Вера проявляется в поступках. Вера способствует украшению наших поступков. В связи с этим, благие деяния являются плодами веры. Всевышний Аллах обещает награду за веру и благие деяния:

«Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы блаженство и прекрасное место возвращения» (Рад, 13/29);

«Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Это – великое преуспеяние!» (Бурудж, 85/11).

Всевышний Аллах сообщает, что не будет уравнивать уверовавших и поступавших согласно своей вере с теми, кто творит зло:

«Не равны слепой и зрячий, а также те, которые уверовали и совершали праведные деяния, и творящие зло. Как же мало вы поминаете назидания!» (Мумин, 40/58).

Фото: guyswhoshoot/ elements.envato.com

Фото: guyswhoshoot/ elements.envato.com

Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Кто искренне и от всей души уверует, очистит свою душу, сделает язык правдивым, обретет духовный покой, улучшит характер, нравственность и поступки, тот достигнет спасения» (Ахмад, аль-Муснад, 5/147).

Так как между верой и поступками существует взаимосвязь, то вера влияет на поступки, а поступки влияют на веру. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Стоит рабу совершить ошибку, как на его сердце образуется темное пятно. Как только он остановиться, раскается и попросит прощения, его сердце очиститься. Если же наоборот, он будет упорствовать в своем грехе, пятно будет увеличиваться. И через некоторое время пятно покроет все сердце целиком» (Тирмизи, Тафсир, 75, 5/434).

Это говорит о том, что наши поступки оставляют отпечаток в нашей душе и через некоторое время становятся неотъемлемой чертой характера, влияют на наши мысли. Значит, нам необходимо не только избегать неправедных дел, а также не стоять в стороне, когда их совершают другие. В связи с этим пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Тот, кто увидит порицаемое, пусть исправит его своей рукой, а если не может, то языком, если не может и этого, то своим сердцем, и это – самая слабая степень веры» (Ахмад, аль-Муснад, 2/104).

Вера – это особая связь между человеком и Аллахом. В этой связи особое место занимают знания. Вера – это индивидуальный выбор. А это влечет за собой полную свободу выбора в вопросе веры. В этом выборе знания занимают основное место.

Всевышний Аллах побуждает нас к размышлению и изучению. Кто осознает гармонию в сотворении Вселенной, тот осознает существование и единство Аллаха. Поэтому Коран призывает людей размышлять.

В Коране повелевается:

«...Он разъясняет людям Свои знамения, – быть может, они помянут назидание» (Бакара, 2/221).

Призывая нас размышлять о Вселенной и населяющих ее существах, Аллах желает, чтобы мы осознали Его существование.

Поэтому размышление и постижение знаний служит обретению и укреплению веры.

В Коране сказано:

«Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих. Он разъясняет людям Свои знамения, – быть может, они помянут назидание» (Нахль, 16/11–12).

Знания усиливают веру, а также способствуют ее углублению и усовершенствованию. С увеличением уровня знаний усиливается сила и крепость веры.

Фото: ellinnur/ elements.envato.com

Фото: ellinnur/ elements.envato.com

В священном Коране повелевается:

«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (Зумар, 39/9) и сообщается благая весть о том, что тем, кто углубил свои знания, будут даны большие награды (Ниса, 4/162).

Связь знаний с верой отражается и на качестве веры. Если вера человека зависит от поддержки и руководства окружающих, такая вера является «таклиди». Это вера человека, основанная на подражании другим. Она не основана на размышлении, основанном на знаниях и доказательствах.

Хотя такая вера действительна, она нуждается в подкреплении знаниями. Так как такая вера не основана на серьезных доводах, она может оказаться под чужим влиянием. Она может поколебаться из-за небольшого противоречия или критики.

В вере, основанной на несознательном подражании, существует большая вероятность появления сомнений, которые повлияют на нее. Таклиди иман и фанатизм. Так как здесь не идет речь о вере, основанной на знании, то существует большая вероятность того, что такие люди будут склоняться к фанатизму. Так как вместо сути они могут уделять большое значение форме. Безграмотное подражание приводит человека к фанатизму.

Фанатично настроенные люди не могут спокойно размышлять и не могут отличить правильное от ошибочного. Всевышний Аллах тех, кто, не имея знаний, подражает чему-либо, предупреждает:

«Когда им говорят: "Следуйте тому, что ниспослал Аллах", – они отвечают: "Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов". А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Бакара, 2/170).

Наша религия ставится целью избавить человека от слепого подражания путем изучения и размышлений. Вера, основанная на изучении, знаниях, понимании, является «иманом тахики» (осознанная вера). Это вера, которая формируется в результате изучения и поиска. Главное, чтобы мусульманин осознавал, во что и в кого он верит.

Священный Коран призывает людей думать, размышлять и изучать:

«Он – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Он чередует ночь и день. Неужели вы не разумеете?» (Муминун, 23/80).

Вера думающих, размышляющих людей, открывших для себя истину, имеет прочную основу.

Наставление пятницы: значимость для мусульман 5 столпов ислама

Фото: spencerpa440/ elements.envato.com

Фото: spencerpa440/ elements.envato.com

Каждый человек обязан, изучая Вселенную и многочисленные творения, изучив предписания и запреты религии, возвыситься от имана таклиди к иману тахики. Когда вера достигает степени имана тахкики, меняется уровень связи человека с Аллахом и другими существами. Об этом в Коране говорится:

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты» (Анфал, 8/2).

Поэтому, чтобы укрепить и усовершенствовать нашу веру, мы обязаны постоянно увеличивать свои знания. Пророк Мухаммад ﷺ в этой связи сказал: «Приобретение знания является обязательным для каждой женщи–ны–мусульманки и для каждого мужчины-мусульманина» (Ибн Маджа, Мукаддима, 17).

Вкратце, иман таклиди – это вера человека, сложившаяся под влиянием окружающих; а иман тахкики – это вера, основанная на поиске, знаниях и понимании.

«Мое вероучение»

Социальные комментарии Cackle