• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: о существовании сунны при жизни Расулюллаха ﷺ

Время чтения: 8 мин
961

Имеется множество материалов, подтверждающих существование сунны при жизни Расулюллаха ﷺ.

Все их невозможно перечислить, приведем лишь некоторые:

1) Страстное желание сахабов обретать религиозные знания и действовать в согласии с ними.

Безусловно, сначала сахабы постепенно узнавали от Расуль Акрама ﷺ Куръан Карим и довольствовались ограниченным количеством аятов. Они старались получше узнать их смысл, прилагали много усилий для выявления исходящих из них установлений, а затем вводили их в обиход, применяли к себе.

Абу Абдиррахман ас-Сулами (рахимахуллахи) так говорит об этом: “Читавшие нам Куръан сподвижники Почтенного Пророка ﷺ поведали следующее: прежде всего они разучивали от Расулюллаха ﷺ чтение десяти аятов. До тех пор, пока не усвоят содержащиеся в этих десяти аятах знания и действия, они не приступали к другим десяти аятам. “Знаниям и делам мы учились так”, - говорили они”.

Смысл этого таков: самое большое желание сподвижнков Расулюллаха состояло в том, чтобы олицетворяя в личности нашего Пророка ﷺ имеющиеся в Куръан Кариме теоретические знания, освоить в совокупности с практическим их осуществлением Расулюллахом.

А это реализовывалось через высказывания Расуль Акрама ﷺ, его указания и действия. Аяты и хукмы Куръан Карима исполнялись таким образом, применялись на практике, проводились в жизнь. Сахабы старались делать эти два дела одновременно. Таким был их мазхаб относительно знаний и действий.

Важно знать: Может ли Коран существовать отдельно от сунны?

Аллах Всевышний в своей священной Книге повелел им это в такой форме:

وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

“Верующим не нужно выходить (на войну) всем до одного (так как это нарушит порядок и ослабит защиту). Следовало бы отправить из каждой общины группу (из нескольких человек) изучать религию и наставлять людей, когда они вернутся к ним (чтобы потом обучать тех, кто вернулся с войны) – чтобы они остерегались (совершения запретного)” (Ат-Тауба, 122).

Иначе говоря, когда мусульмане отправляются в военный поход, пусть одна группа остается рядом с Почтенным Пророком, учится у него религии и изучает ее установления.

Когда участники похода вернутся к ним, пусть они сообщают им то, что сами услышали и узнали. В этом повелении нашего Господа говорится о необходимости обладать глубоким пониманием  книги и сунны.

Этот аят делает необходимым наряду с запоминанием слов, поступков и одобрений нашего Пророка также их доведение до других людей.

Всевышний Творец в другом аяте соизволил сказать так:

قَدْ مَنَّ اللّهُ عَلَى الْمُؤمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْ أَنفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُواْ مِن قَبْلُ لَفِي ضَلالٍ مُّبِينٍ

“И, поистине, Аллах уже облагодетельствовал верующих тем, что отправил к ним Посланника из них самих (не ангела и не джинна, а одного из потомков Адама, чтобы они лучше его понимали, араба, которого они знали с лучшей стороны еще до начала его пророческой миссии), который читает им Его аяты, очищает их (от дурных качеств, ложных убеждений и порицаемых поступков) и обучает их Книге и мудрости (сунне и фикху), хотя до этого они пребывали в очевидном заблуждении” (Али Имран, 164).

Слово  الْحِكْمَةَ “хикмат” (мудрость) в аяте означает пророческую сунну. А раз так, то разве можно утверждать, будто при жизни Расуль Акрама ﷺ не было пророческой сунны?

2) Они покидали родину и свои семьи ради того, чтобы услышать от Расулюллаха ﷺ хадис-шарифы и приобрести знания.

Пожив определенное время рядом с Расуль Акрамом ﷺ, благородные сподвижники возвращались к своим семьям и родственникам, обучали их тем религиозным установлениям, которые сами узнали.

Передано со слов Малика б. Хувайриса: “Мы, молодые люди примерно одного возраста, однажды прибыли к Почтенному Пророку ﷺ и оставались рядом с ним двадцать дней и двадцать ночей. Расуль Акрам  ﷺ был к нам очень милостив и милосерден. Узнав о нашем сильном желании вернуться к своим семьям, он начал расспрашивать о тех, кого мы оставили дома. И мы поведали ему об их положении.

Услышав от нас, как обстоят дела, он сказал нам: “Возвращайтесь к своим семьям. оставайтесь среди них и обучайте их. Велите им исполнять (повеления ясной религии Ислам) и читайте намаз так, каким вы видели меня читающим намаз. Когда наступит время намаза, пусть один из вас исполняет обязанности муадзина. А самый старший среди вас пусть будет имамом”.

3) Они менялись по очереди, чтобы послушать хадисы Расулюллаха ﷺ и получать от него знания.

Сподвижники Расуль Акрама ﷺ были вынуждены заниматься торговлей или другим ремеслом, чтобы обеспечивать себя и находившихся в их попечении жен и детей халяльным питанием.

Однако, несмотря на это, они страстно желали находиться рядом с Расулюллахом ﷺ, чтобы послушать от него хадисы. Для этого они чередовались между собой. Побывавшие у Расулюллаха ﷺ рассказывали тем, кто не смог присутствовать, что они пропустили из-за этого, а те в свою очередь старались всё это запомнить и сответственно поступать. 

Передано от хазрати Умара: “Я с одним моим соседом из ансаров племени бану Умаййя б. Зайд решили чередоваться, чтобы ночевать у Расулюллаха ﷺ. Один день оставался он, один день я. Когда оставался я, приносил ему ниспосланное в тот день откровение или другие новости. Когда он оставался у Расулюллаха, то потом делал то же самое”.

Почему Всевышний Аллах взял под свою защиту пророческую сунну?

4) Они готовы были терпеть трудности и преодолевать усталость, чтобы послушать хадис-шарифы и собирать их.

Об этом свидетельствует хадис-шариф, переданный Хатибом аль-Багдади (рахматуллахи алейх) от Икримы (рахматуллахи алейх), а тот передал от Абдуллаха б. Аббаса (радыйаллаху анхума), который поведал:

“Когда душа Расуль Акрама ﷺ покинула его тело и он перешел в мир иной, я сказал одному человеку из благородных ансаров:
“Пойдем, спросим у соратников Расулюллаха ﷺ (относительно знаний), поскольку сегодня их много”.

Он же сказал мне: “Я тебе удивляюсь. Неужели ты полагаешь, что люди будут нуждаться в тебе (по поводу знаний), пока среди них есть соратники Расулюллаха?”

Он оставил меня. Однако я направился к ним, чтобы узнать у них хадисы. Однажды до меня дошла весть, что один из них передает хадисы. (Когда тот человек ложился поспать в полуденную жару) я приходил к его дверям и ложился у порога, подложим под голову свою джуббу вместо подушки. Ветер покрывал меня пылью. Тот человек выходил из дома и говорил: “Эй, сын дяди Расулюллаха ﷺ! Что тебя привело сюда? Лучше бы ты послал ко мне слугу, и  я сам пришел бы к тебе”.

Я же говорил ему в ответ: “Мне больше  приличествует приходить к тебе”. Я просил его рассказать хадис-шариф. Тот человек из ансаров (которому я предлагал вместе учиться у сахабов) прожил довольно долго. Когда же он стал свидетелем, как люди собирались вокруг меня и задавали мне вопросы относительно Ислама, то заявил: “Этот юноша оказался умнее меня”.

Такое поведение Абдуллаха б. Аббаса (радыйаллаху анхума) - это привлекающий наше вниманий яркий пример того, на какие жертвы были готовы идти сахабы, какие трудности могли преодолеть, чтобы послушать хадисы их Пророка. Кто-то из этих сахабов преодолевал большие расстояния только для того, чтобы выяснить у Расулюллаха ﷺ одно религиозное предписание, а затем, не обращая внимания налево-направо, снова возвращался к своей семье.

Передано со слов Укбы б. Хариса: “Этот человек женился на дочери Аби Ихаба. Позже пришла одна женщина и сообщила:
“Укбу и его жену я кормила грудным молоком, когда они были младенцами”.
Укба промолвил: “Я и не знал, что ты была моей кормилицей. Ты ничего не говорила мне об этом”.

Через некоторое время он поехал из Мекки в Медину, чтобы спросить об этом деле у Расулюллаха ﷺ. Когда он задал вопрос, наш Пророк ﷺ ответил ему: “Когда стало известно (о наличии такого обстоятельства), как же будет уместным продолжить (ваш никах)?”
После этого он развелся с этой женщиной, и она вышла замуж за другого”. 

5) Привычка сахабов обсуждать услышанные от Расулюллаха ﷺ хадис-шарифы.

Сахабы старались разузнать как можно больше хадисов Пророка ﷺ, чтобы затем обсуждать их между собой, извлекать из них поучительные уроки. Они заучивали наизусть пророческие хадисы и стремились до последней тонкости изучить их содержание. 

Передано от Анаса б. Малика: “Мы находились рядом с Почтенным Пророком ﷺ, слушали от него хадис. Когда отходили от него, мы начинали обсуждать этот хадис и делали это, пока окончательно не запомним”. 
Также и мать правоверных Аиша, услышав о чем-то ранее неизвестном ей, тотчас обращалась к Расулюллаху ﷺ, чтобы разузнать об этом от него.

6) Стыдливость не останавливала их, когда нужно было спросить о чем-то у Почтенного Пророка ﷺ.

Стыдливость сахабов не удерживала их от того, чтобы спрашивать у Расуль Акрама ﷺ о самых личных, интимных вещах, так как они очень хотели обрести знания и тонкое понимание религиозных вопросов.

Кайс б. Талк б. Али передает от своего отца: “Пришел один бедуин и сказал: “О Расулюллах! Что ты думаешь о человеке, который, находясь в намазе, прикоснулся до своего полового члена?”

Наш Пророк ﷺ сказал ему: “Это всего лишь кусок твоего мяса. (То есть не испортит твой намаз)”. 

Сильное стремление к обретению знаний заставляло сахабов задавать вопросы Расулюллаху (независимо от того, был это не расстающийся с ним близкий человек или же пришедший издалека селянин). Каждый из них хотел узнать истину, желал получить правдивые сведения от Учителя, от Великого Посланника ﷺ.

Если при определенных обстоятельствах кто-то из сахабов не решался сам спросить напрямую, то просил кого-то другого задать нужный ему вопрос.

Передано от Мухаммада бин Ханафии: “Наш господин хазрати Али (керремаллаху веджхех) соизволили поведать:  “Обычно у меня выделялась жидкость. Я постеснялся спросить об этом у Расулюллаха и велел Микдаду б. Асваду сделать это. Наш Пророк ответил, что в этом случае надо совершить омовение”.

Это дело обучения не ограничивалась лишь мужчинами. Напротив, хотя женщины по своей природе и стыдливы, но это качество не становилось непреодолимым препятствием перед их желанием обладать глубоким пониманием религии.

Из-за сильного желания побольше узнать, женщины из числа сахабов (радыйаллаху анхума) задавали Расулюллаху ﷺ вопросы о ещё более интимных проблемах. От этого их не могла удержать даже их стыдливость... 

Главный суннат в жизни Расулюллаха ﷺ заключался в том, чтобы таким образом организовать жизненную практику для благородных сподвижников. Иначе говоря, как станет ясным после проведенного анализа, это было или толкованием Куръан Карима, или подробным его изложением, или самостоятельным суждением, которого нет в Куръане. 

Из всего упомянутого становится ясным, что величественная сунна существовала при жизни Расулюллаха и пользовалась большим спросом среди людей. В разные периоды жизни поступки совершались в соответствии с ней.

Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам
не может быть без посланника Аллаха ﷺ»

Социальные комментарии Cackle