• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: невозможно скрыть то, что внутри

Время чтения: 5 мин
811

Передается от Ибн Аббаса и Абдуллаха ибн Зубейра, что вся эта сура без исключений, была ниспослана в Мекке, перед тем как были ниспосланы суры аль-Хиджр и аз-Зариат.

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что между сурами Худ и аль-Хиджр была ниспослана еще одна сура, а между сурами аль-Хиджр и аз-Зариат было ниспослано тринадцать других сур (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/97).

По мнению большинства алимов, вся эта сура является мекканской.

Однако наряду с этим высказывалось мнение, что 12, 17 и 114-й аяты были ниспосланы в Медине. Это мнение принадлежит Мукатилю (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/72) в особенности по поводу 114-го аята существуют достоверные риваяты, в которых сообщается, что этот аят был ниспослан в Медине в отношении Абуль-Ясара (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/202).

Ибн Атиййа говорил, что эта сура была ниспослана после суры Юнус (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/20).

أَلا إِنَّهُمْ يَثْنُونَ صُدُورَهُمْ لِيَسْتَخْفُواْ مِنْهُ أَلا حِينَ يَسْتَغْشُونَ ثِيَابَهُمْ يَعْلَمُ مَا يُسِرُّونَ وَمَا يُعْلِنُونَ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ (5)

«Поистине, они (неверующие) пытаются скрыть, что у них внутри, чтобы спрятаться от Него (от Аллаха). Поистине, даже когда они кутаются в одежду, Он знает все, что они скрывают, и все, что проявляют (они никогда не скроются от Него). Он знает обо всем, что внутри (душ людей)».

По поводу причин ниспослания данного аята, существует несколько различных риваятов:

1. Сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Ахнаса ибн Шерика, обладавшего приятной внешностью, славословием, который при каждой встрече с посланником Аллаха ﷺ демонстрировал свое хорошее отношение к нему и симпатию, скрывая в своем сердце неприязнь.

В риваяте, переданном от Кельби, говорится: когда Ахнас ибн Шерик находился рядом с посланником Аллаха ﷺ, то делал лишь то, что нравилось посланнику Аллаха ﷺ, и всячески выражал свое хорошее отношение к нему, хотя его сердце переполняли совершенно противоположные чувства. И в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 186).

Читайте также: Когда знание во вред…

2. В тафсире Абу Хаййана сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении некоторых кяфиров, которые не скрывали своей неприязни к посланнику Аллаха ﷺ, и которые при встрече с ним поворачивались к нему спиной, закрывали одеждой свои лица, сгибали спины и старались остаться незамеченными.

При этом они полагали, что посланник Аллаха ﷺ не замечает того, как они себя ведут (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/209).

3. В риваяте, переданном Ибн Джариром от Абдуллаха ибн Шаддада, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении мунафиков (лицемеров), которые при встрече с посланником Аллаха ﷺ старались скрыться и закрывали свои лица, чтобы посланник Аллаха ﷺ не заметил их (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/210).

Исходя из данного риваята, может сложиться впечатление, что он был ниспослан в Медине, однако вполне возможно, что речь идет о некоторых людях, которые еще в Мекке демонстрировали признаки лицемерия.

6 признаков одного из страшнейших грехов
Лицемерие – один из самых страшных грехов в исламе, которого боялись даже сподвижники посланника Аллаха (мир ему). Во многих аятах говорится о лицемерии как о противоречащем исламу качеству. В Священном писании есть даже сура Мунафикун - Лицемеры:
15.08.2016
59214

С другой стороны, как указывает имам Алуси, упоминаемое здесь лицемерие, может быть как лицемерием, которое проявляли мунафики в Медине, так и лицемерием проявляемым некоторыми курайшитами, которые с одной стороны прикидывались друзьями мусульман, но при этом не хотели портить отношений с с другими курайшитами, поэтому вполне вероятно, что данный аят мог был быть ниспослан в Мекке (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/210).

4. В риваяте, который приводит Бухари от Мухаммада ибн Аббада ибн Джафара, сообщается, что он однажды услышал, как Ибн Аббас читал этот аят.

И тогда он спросил у него, о ком говорится в этом аяте. Ибн Аббас сказал: «Здесь подразумеваются те люди, которые стесняются при посещении уборной или при интимной близости с женщинами, открывать свои срамные места. Этот аят был ниспослан в отношении них» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 11/1).

5. В риваяте, переданном от Заджаджа, сообщается, что несколько многобожников, разговаривая между собой, сказали: «Если мы из вражды к Мухаммаду закроем наши двери, опустим занавесы, укутаемся в одежду, ссутулившись, то откуда он узнает, что мы являемся его врагами?!».

И тогда Аллах Всевышний, сообщая о скрываемой ими вражде, ниспослал этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/76-77).

Полчище шайтанов: все против одной лишь суры Корана
Эта сура была ниспослана в Мекке за один раз, целиком. Долина Мекки была заполнена ею. Ее ниспослание сопровождали семьдесят тысяч ангелов, которые спустились вместе с ней, заполнив собой пространство между двух гор...
26.01.2021
5260

«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle