• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: «Люди не перестанут находиться во благе, пока не будут завидовать»

Время чтения: 3 мин
1186

Считаете ли вы себя сильнее других? Питаете ли вы любовь к материальным благам? Есть ли в вас зачатки жадности? Если вы хотя бы одно узнали в себе, стоит поработать над искоренением причин зависти. 

Но может ли что-то действительно помочь и удалить дурное? Для начала необходимо узнать причины зависти и попытаться избавиться от них.

Причин зависти насчитывается шесть:

1) Считать себя сильнее других.

Это выражается в том, что человеку причиняет страдание, когда кто-то находится на более высоком положении, чем он.

Например, если кто-то станет обладателем какой-то должности, знания или материального достатка, то у этого человека сразу возникает страх, что тот, станет вести себя высокомерно по отношению к нему, и он не может смириться с этим.

Если же целью этого является не ответное высокомерие, а наоборот, сломать высокомерие того человека, будучи довольным равенством с ним, то в этом нет ничего предосудительного.

Если человек не хочет, чтобы кто-то другой стал обладателем какого-то блага или чтобы он лишился этого блага, из-за опасений, что наличие этих благ может стать причиной возникновения у того человека высокомерия, то такое желание не будет считаться завистью. Однако при отсутствии подобных опасений, такое желание будет считаться завистью.

Чувство, которое стирает все благие дела человека

2) Высокомерие.

Тот человек, в котором заложена склонность к высокомерию, презрению к другим людям и стремление подчинить других людей себе, очень боится того, что если тот, кого он презирает обретет какие-то блага, то не позволит относиться к себе с высокомерием и непочтительностью. Поэтому такой человек хочет, чтобы тот другой лишился имеющихся у него благ.

3) Быть причиной утраты благ другим человеком.

Подобная ситуация возникает между двумя соперничающими друг с другом людьми, стремящимися к достижению одной цели. Так как каждый из них хочет сам в одиночку достичь этой цели, и желает, чтобы его конкурент лишился тех благ, которые могли бы ему помочь в достижении данной цели.

Подобная зависть возникает между теми, кого объединяет что-то общее. Например, между братьями, желающими добиться расположения своих родителей; женами, желающими добиться расположения своего мужа; учениками какого-либо алима или последователями какого-либо шейха; между друзьями и приближенными какого-либо правителя.

В то же время подобная зависть присуща тем, кто стремится к лидерству, и питает любовь к материальным благам.

4) Любовь к лидерству.

Например, когда человек не желает появления равного себе в какой-либо области знания или сфере деятельности. Таким людям присуща любовь к тому, чтобы их восхваляли и превозносили.

Если такой человек узнает, что где-то на другом конце света есть кто-то равный ему, то он очень плохо воспримет это, и станет желать смерти тому человеку, или же будет желать, что он утратил то, что делает того человека равным ему, например, красоту, способности, степень в поклонении, уровень знаний и так далее.

5) Скверность души и жадность.

Можно встретить множество людей, которые не стремятся к лидерству, не испытывают высокомерия и не заняты накоплением богатств, но которым становится тяжело и плохо, когда им рассказывают о прекрасных качествах человека, щедро наделенного различными благами.

Если же им расскажут о том, что у кого-то человека дела идут плохо, и что он не смог достичь поставленных целей, то это обрадует их. Они хотят, чтобы все остальные люди, кроме них, не были удачливы и успешны, отставая во всем. Им жалко для других людей тех благ, которыми обладает и наделяет Аллах.

Это самый скверный и отвратительный вид зависти, который тяжелее остальных поддается лечению. Так как это такая черта характера, от которой практически невозможно избавиться.

6) Злоба.

Это шестая причина зависти, и в то же самое время одно из болезней сердца. 

Имам аль-Биркави отмечает, что зависть ведёт к другим не менее опасным грехам: "Обычно завистник также злословит, врёт, ругает [того, кому завидует] а также злорадствует".

Имам ат-Табарани привёл следующий хадис от Дамура ибн Са‘ляба, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал: "Люди не перестанут находиться во благе, пока не будут завидовать" ("Ат-Тарика аль-Мухаммадиййа" имама аль-Биркави, 244-245).

Важно знать: зависть – это выражение недовольства решением Аллаха?

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle