• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О законе бумеранга

16217

С именем Аллаха, Милостивого и Милосредного!

«И Мы сделали одних из вас испытанием для других,
(чтобы удостовериться), вытерпите ли вы (испытание).
Ведь твой Господь видит все»

Людей часто волнует вопрос возмездия. Нанесенная несправедливость висит над душами многих в виде ожидания: когда же обидчик будет наказан. Слово «бумеранг» для таких людей приобретает особое значение – как символ того, что справедливость восторжествует. Вообще бумеранг – это охотничье оружие, которое использовалось, чтобы поражать им своих жертв. Не возвращается бумеранг только в одном случае – если он все-таки задел или ранил свою цель.

Я думаю, то же самое происходит и в жизни. Когда притесненный начинает творить в ответ обидчика несправедливость и преступать границы дозволенного Всевышним, он как бы уподобляется ему  и естественно, что шансы на возмездие малы.

Есть такая восточная притча о старухе, чье имущество составляла всего одна курица. Всего одна курица и все. Однажды воры забрались к ней в дом и украли эту курицу. Можно представить себе состояние нищей старухи, которая потеряла последнее, что у нее было. Больше ей негде было искать пропитания. Старуха была сильно огорчена, но не произнесла ин одного гневного слова по этому поводу. Просто терпела.

Через некоторое время на лице у вора начали вырастать перышки. Он был в ужасе: лицо день за днем покрывалось куриными перьями, и это заставило его заточиться в своем доме. Невозможно было с таким лицом выходить к людям. Он попросил своего сообщника сходить к местному мулле и спросить про это и узнать, что можно сделать.

Второй вор так и сделал. Мулла сказал, что перышки выросли по причине того, что старуха не произнесла ни одного проклятья в их адрес и не жаловалась на потерю.

Тогда вор решил спасти друга. Ох пошел в гости к старухе и завел разговор о краже. Он говорил о том, какими подлецами должны быть те воры, как они могли покуситься на ее имущество и т.п. То есть он пытался выудить из нее хотя бы слово гнева. В конце концов, старуха разразилась проклятьями и расплакалась. Довольный вор вернулся к другу и увидел, что лицо сообщника пришло в прежнее состояние.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «…Кто же откажется от возмездия, то это – искупление для него»

Также в хадисе Кудси сказано: «Поистине, уверовавшие это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил»

Такое великодушие – это проявление благородного нрава и сильной веры. Это подчеркивает, что верующие – это особая категория людей, отличающихся некоторой возвышенностью духа, богатством душевного блага, любовью к окружающим. Это не наигранное геройство, а результат стремления к любви и довольству Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Желайте и стремитесь к возвышению пред Богом! Для этого прощайте тех, кто безрассудно обойдется с вами, и давайте тем, кто лишит вас и даже благодетельствуйте тем, кто в свое время был с вами бесчестен».

Верующий – это человек блага. А одно из великих благ – это ответ на зло добром. Ведь каждый черпает из своей души только то, что в ней имеется. Всевышний говорит своим рабам: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».

Часто ответное зло порождает только еще больше проблем и зла. И в таких случаях добро – это возможность прекратить конфликт и сохранить свое положение. Неожиданное добро порой удивляет настроенного на возмездие обидчика и расплавляет его сердце. Часто обидчик после такого ответа приходит к раскаянию и стремится загладить свою вину добром. Но даже если этого не происходит, то ведь Всевышний справедлив, и не оставит без внимания благие попытки к примирению и добрые помыслы верующего.

Один из ученых написал: «Если кто-либо из людей сказал или сделал тебе нечто плохое, то ответь ему добром, особенно, - если это твой родственник, знакомый или другой человек, перед которым твои обязанности велики. Если он порвал с тобой, то помирись с ним; если он обидел тебя, то прости его; если он дурно отозвался о тебе в твоем присутствии или без тебя, то не отвечай ему тем же, а будь вежлив и снисходителен к нему;  если он избегает тебя и не желает разговаривать с тобой, то скажи ему доброе слово и не упускай случая поздороваться с ним. Воистину, если ты отринешь зло добром, то обретешь великое благо, и тогда даже твой супостат станет относиться к тебе так, словно любящий родственник».

Один из известных актеров однажды сказал: «Лучшая месть – это прощение». Это и есть закон бумеранга – он возвращается к тому, кто пустил его в том случае, когда он не задевает кого-либо в пути. То же самое справедливо и в отношении людей: злоумышленник, чьи поступки и слова не встретили ожидаемого гнева и раны сердца, остается со своим злом наедине, не имея возможности разделить его с кем-нибудь из своих жертв.

Когда человек отвечает злом на зло, это можно назвать справедливостью, но… Тогда и обидчик и обиженный становятся на одну ступень – они оба становятся распространителями зла. Не стоит беспокоиться о справедливости других: Всевышний Аллах рассудит каждого и каждому отдаст его место и награду. Рассказывают, что на пути одного суфия встретился солдат. Он спросил у суфия, где находится ближайший населенный пункт. Суфий указал на кладбище, и тогда солдат, разозлившись, ударил его, решив, что тот издевается над ним. Вскоре он узнал, что этот мужчина был праведником, и пришел, чтобы извиниться перед ним. На что суфий ответил: «Когда ты ударил меня, я помолился за тебя Всевышнему. Потому что возможно за эту боль Аллах что-то простил мне из грехов, и я не хотел, чтобы твоей долей в этом благе оказалось наказание».

Получается, что боль и раны, причиняемые другими – это не просто временная несправедливость (каждый ответит за свои дела, или в этом мире или в будущем), а одна из возможностей возвыситься перед Всевышним. И там, где один мечтает о мести обидчику, другой неслышно благодарит его и радуется скрытому добру.

Ася Гагиева

Комментарии для сайта Cackle