Наставление пятницы: кто нашептывает человеку его мысли?
Когда в нашем сердце возникает то или иное чувство, у нас появляются сомнения является ли оно злом, исходящим от шайтана, или же это чувство является благом. Вот поэтому мы должны постоянно, поминая Аллах Всевышнего нашими языками и сердцами, вести борьбу с шайтаном, и знать его ловушки и хитрости. Прежде всего необходимо определить источник этих чувств и мыслей, и уметь отделять зло от благого.
Мысль, возникшая в нашем сердце сама по себе, вначале именуется «хатыр». Признаком того, что мысль, возникшая в сердце, исходит от Аллаха Всевышнего является ее категоричность и отсутствие каких бы то ни было сомнений. Именно так должно быть в вопросах, касающихся вероубеждения.
Если практическое воплощение возникшей мысли в виде поклонения, закончится благом, это именуется «хидайат», «тауфик» или «инайат».
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَ الَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى
«А тем, кто следует верным путем, Аллах увеличивает их приверженность верному пути» (Мухаммад, 17).
Если практическое воплощение возникшей мысли в виде греха, завершится наказанием или злом, то в этом случае такая мысль именуется «хызлан» или «идлаль».
Мысли в сердце человека могут возникать и посредством ангела, на которого Аллах Всевышний возложил обязанность внушать человеку благое. Этот ангел, которого называют Мульхим (внушающий вдохновение) делает внушение с правой стороны сердца человека, а само это внушение именуется «ильхам» (вдохновение). Это внушение не имеет отношение к совершению поклонения, а относится к внешним действиям, не являющимся грехом. Отличительным признаком ильхама является наличие нерешительности и колебаний.
Также в сердце человека могут возникать мысли подталкивающие к похоти и внушаемые нафсом (темной стороной души). Наущения нафса именуются «хева», и они всегда направлены на то, чтобы склонить человека к совершению зла. Признаком подобных мыслей является отсутствие сомнений или колебаний. Их можно ослабить и уменьшить только путем поминания Аллаха Всевышнего.
Также подобные мысли могут докучать человеку посредством шайтана. Шайтан нашептывает человеку эти мысли с левой стороны сердца. Нашептывания шайтана называются «васваса». Признаком наущений шайтана является то, что они уменьшаются или исчезают при поминании Аллаха Всевышнего.
Как правило, подобные мысли несут в себе зло. Однако иногда для того, чтобы подтолкнуть человека к совершению греха или лишить человека большого саваба (вознаграждения), шайтан может нашептывать и что-то хорошее. Признаком подобных наущений является то, что при совершении блага, человек испытывает радость перестав чувствовать страх, проявляет поспешность забывая о степенности и неторопливости, считает себя находящимся в полной безопасности, и не задумывается об исходе своих дел.
В хадисе, переданном от Ибн Масуда (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «В сердце рождается два вида мыслей. Первый исходит от ангела, который советует благое и подтверждает истину. Второй вид исходит от заклятого врага (шайтана), подталкиваещего ко злу, отвергающего истину и препятствующего благому».
В хадисе переданном от Анаса (р.а.) говорится: «Шайтан кладет свой хобот (нос) на сердце человека. Когда раб поминает Аллаха Всевышнего, шайтан убегает. Когда же раб забывает об Аллахе, то шайтан заглатывает его сердце подобно куску пищи».
Читайте также: Он будет удерживать человека от грехов: достоинства тахаджуд-намаза
Для того, чтобы определить является мысль возникшая в сердце благом или злом, существует четыре критерия:
- Следует соотнести эту мысль с шариатом. Если она соответствует шариату, то эта мысль является благом. Если же нет – то злом.
- Об этой мысли можно рассказать праведному человеку. Если он скажет, что это является благом, то значит так оно и есть. Если же он скажет, что это зло, то следует принять это как зло.
- Следует оценить эту мысль с точки зрения поступков праведников. Если возникшая мысль похожа на что-то из того, что они делали, то это – благо. Если же эта мысль похожа на действия нечестивцев, то это – зло.
- Возникшую мысль можно соотнести с желаниями нафса. Если эта мысль не нравится нафсу то значит, что она является благом. Если же эта мысль нравится нафсу, значит это – зло. Потому что если нафс будет предоставлен сам себе, то «ведь эго (нафс) человека призывает (его) к плохому» (Юсуф, 53).
Автор: Islam Today