• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: исламская нравственность, или как пробудить сознание в верующем человеке

Время чтения: 10 мин
266

Фото: batdareeyah/ shutterstock.com

Фото: batdareeyah/ shutterstock.com

Наставление пятницы: нравственность неразрывно связана с религией

Ислам предлагает человеку образ жизни, устанавливает правила, следуя которым, он обретает счастье. С точки зрения ислама, нравственность – это признание ценностей и искреннее соблюдение принципов, предложенных исламом.

Ислам считает, что нравственность неразрывно связана с религией. Нравственность является одной из ее основ. С точки зрения ислама, нравственные принципы не являются набором выдуманных правил. Они отражают нормы поведения, соответствующие природе человека.

В этом отношении исламская нравственность опирается на трёх китов – природу, опыт и разум человека. Человеческая натура служит источником ощущений и чувств. Опыт человека применим для отбора полезного и необходимого.

А разум, логически систематизировав полученную информацию, создает ясную и четкую форму понятия нравственности.

Цель ислама – направить человека к истине, чтобы сформировать из него честную, правдивую и надежную личность.

Выступить свидетелем истины может только человек, обладающий высокими личными качествами, достигший нравственного совершенства, который встанет на сторону правды.

Садака в благословенный день: поможем вместе Булату Ибрагимову!

Фото: diefes vector/ shutterstock.com

Фото: diefes vector/ shutterstock.com

Ислам считает нравственную жизнь продолжением веры и обращает внимание на то, что поступки, нравственность и вера не являются обособленными друг от друга.

Если нравственность необходимо понимать, как «благочестие», то:

«Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали [в молитве] лица на восток и запад, а благочестие – в тех, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; кто раздавал имущество, любя его, родственникам, сиротам, нищим, путникам, просящим [милостыню] и на [освобождение] рабов; кто [полноценно] совершал намаз, отдавал закят; кто выполнял обещания, если [что-то] обещал; кто был терпелив в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они – правдивые, вот они – богобоязненные» (Бакара, 177).

Фото: diefes vector/ shutterstock.com

Фото: diefes vector/ shutterstock.com

Пророк Мухаммад ﷺ, который был образцом в вере и нравственности, находился на прямом пути и обладал возвышенным нравом, своим высказыванием: «Я был послан, чтобы завершить прекрасную нравственность» (Малик, Муватта, «Хусналь-хуль» 8/2/904), провозгласил, что в самой сути ислама заключена нравственность.

Нравственные принципы ислама, как в самом Священном Коране, так и в высказываниях Пророка Мухаммада ﷺ, изложены настолько просто и доходчиво, что их могут понять люди любого уровня.

Эти принципы, связанные с верой человека в Аллаха, касаются обязанностей в отношении самого себя, семьи, родины, государства, материальной и духовной среды обитания.

Нравственные правила ислама поощряют людей совершать добрые дела, избегать порицаемых поступков и выполнять свои обязанности. Поклонения также удаляют человека от дурных дел и нравственно совершенствуют. С этой точки зрения, нравственность можно представить, как совокупность поступков, которые возвышают личность и общество до вершин почета.

Фото: Yoan Maulana Studi/ shutterstock.com

Фото: Yoan Maulana Studi/ shutterstock.com

Слово «ахляк» является множественной формой арабского слова «хульк». Слово «хульк» имеет такие значения, как «религия», «природа», «характер». Вместе с тем, что слово «ахляк» имеет словарное значение «религия», «характер», «состояние» и «образ действий», оно также обозначает личные качества и свойства характера человека, которыми он обладает.

Ахляк – это сложившийся навык, благодаря которому все поступки совершаются без всяких затруднений и раздумий.

Нравственность представляет собой совокупность духовных способностей и служит источником, из которого возникают мотивы действий и поступков людей. Следовательно, поступки сами по себе не являются нравственностью, а означают ее проявление и следствие.

Также нравственность не означает только хороший нрав. Лексическое значение этого слова выражает присутствие как положительных, так и отрицательных сторон характера.

Таким образом, обладателя хорошего характера называют человеком с «хорошей нравственностью». А того, у кого дурной характер, называют человеком с «плохой нравственностью».

Фото: 1625042257/ shutterstock.com

Фото: 1625042257/ shutterstock.com

Ахляк не является чем-то временным. Он представляет собой способности и навыки, заложенные в духовной структуре человека. Это свойство означает, что наши поступки в определенной мере отличаются постоянством.

Благодаря нравственности, человек может совершать поступки без всяких затруднений и раздумий, с большим желанием и радостью выполнять свои обязанности. Все, что нравится и вызывает желание, является важным фактором для совершенствования нравственности, так как воспитание характера – это воспитание воли.

Исламская нравственность складывается из направляющих жизнь принципов.

Основным источником этих принципов является Священный Коран, жизнь и высказывания Пророка Мухаммада ﷺ. Первоисточником исламской нравственности является Священный Коран. Вся красота и духовные критерии, раскрываемые в Священном Коране, олицетворяют исламскую нравственность.

Прежде всего, Коран исходя из природных качеств человека и его естественного поведения в обществе, ведет к высокой нравственности и устанавливает всеобщие правила поведения.

Священный Коран, учитывая особенности человека, стремится пробудить сознание в верующем человеке. Это состояние осознанности связано с такими главными темами Корана, как вера, поклонение и нравственность.

Священный Коран раскрывает нам нравственные ценности и изъяны в самой прекрасной и наиболее доходчивой форме.

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный» (Худжурат, 49/12).

Разъяснив людям, что есть хорошо, а что плохо, Священный Коран сообщает о конце тех, кто выбрал тот или иной путь. Сообщая заранее последствия поступков, он дает людям возможность выверить и исправить себя.

Призывая к добру и красоте, Коран желает, по возможности, очистить души от безнравственных переживаний, намерений и мыслей.

Постоянно привлекая внимание к вере и праведным поступкам, Коран желает, чтобы люди жили в соответствии со своей верой.

Фото: Drawlab19/ shutterstock.com

Фото: Drawlab19/ shutterstock.com

Еще одним источником исламской нравственности является Сунна, то есть жизнь и высказывания Пророка Мухаммада ﷺ.

Наш любимый Пророк ﷺ, который в полной мере сообщал людям повеления Аллаха и наилучшим образом воплощал их в своей жизни, является лучшим примером для подражания. Нравственность, как образ жизни, в чистом виде была сконцентрирована в Пророке Мухаммаде ﷺ.

Он показал модель совершенного человека, которая является целью исламской религии. Поэтому брать пример с нашего Пророка ﷺ является религиозной и личной обязанностью каждого мусульманина.

Всевышний Аллах повелевает, обращаясь к Пророку Мухаммаду ﷺ: «Воистину, твой нрав превосходен» (Калям, 68/4) и к людям: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Ахзаб, 33/21).

Наш Пророк ﷺ, который был послан для завершения прекрасной нравственности, своим образом жизни и наставлениями выполнял миссию наставника. Образец для подражания нужно видеть во всем его образе жизни, полностью соответствующем вере.

Нравственность: ключ к успеху в исламе

Фото: 1721371936/ shutterstock.com

Фото: 1721371936/ shutterstock.com

Бесспорно, чтобы понять его методы нравственного воспитания и учение, нужно подробно изучать его жизнь.

Брать пример с нашего Пророка ﷺ является как религиозной, так личной обязанностью каждого верующего человека, поэтому он является образцом для подражания во все времена. Но для того, чтобы суметь во всем брать с него пример, существует ряд условий. Прежде всего, тщательное изучение Корана, так как наш Пророк ﷺ свою жизнь строил согласно повелениям Корана.

Его жизнь подобна практическому разъяснению Корана. Когда у благочестивой Айши (р.а.) спросили о нравственности Пророка ﷺ, она ответила: «Его нравственностью был Коран» (Али аль-Кари, Шарх аш-шифа, 1/222).

Важным условием является хорошее знание его поведения в той или иной ситуации. Это возможно лишь при основательном изучении его жизни, так как жизнь нашего Пророка ﷺ – это претворенные в жизнь общества религиозные предписания и божественные откровения. Тщательное изучение Корана и сунны нашего Пророка ﷺ даст нам знание о том, каким образом мы должны брать с него пример.

Необходимым условием понимания исламской нравственности является понимание Священного Корана и сунны. Но занимаясь этим, мы не можем пренебречь XV-вековым историческим и общественным опытом ислама. Необходимо учесть накопленный опыт и традиции ислама в понимании нравственных ценностей Корана и сунны, содержащиеся в толкованиях, комментариях и другой духовной литературе. 

Фото: diefes vector/ shutterstock.com

Фото: diefes vector/ shutterstock.com

Сделать доброе дело сегодня может каждый! 

На основе «Моя нравственность»

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика