Уникальный успех пророка Мухаммада (мир ему) в борьбе с алкогольной зависимостью
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) привлек внимание мировых исследователей тем, что за короткое время добился уникального успеха, в корне уничтожив вредную привычку употребления спиртного. Как же ему это удалось?
В последние годы за счет политических революций в исламском мире появляются оптимистичные настроения. Однако мы находимся в иллюзии, что все изменится к лучшему само по себе.
Судя по некоторым опубликованным докладам, социальные структуры в исламском мире не приносят положительных результатов. Статистика здравоохранения за 2010 год Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), база данных статистики Евростат и Всемирная организация здравоохранения замечают, что в странах Ближнего Востока и Турции, где живут преимущественно мусульмане, «увеличились темпы потребления алкоголя».
Журнал The Economist оценивая данные, собранные из различных источников, утверждает: «В мусульманских странах в период с 2001–2011 годы увеличилось потребление спиртных напитков на 72 процента».
Почему же после того, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал нам божественные откровения и руководство правильного пути, мы пришли в такое состояние, что начали предпочитать темноту невежества?
Когда мы посмотрим на молодых людей – от их внешнего вида до человеческих отношений, то видим, что все это взято из западного образца. В первую очередь потому, что СМИ и интернет имеют очень большое влияние на молодежь. Не трудно понять, что западный мир, который обладает всеми этими технологическими инструментами, вместе с экспортом своих культурных продуктов, диктует и свой образ жизни.
В результате некоторые из наших молодых людей видят в спиртных напитках, которые являются обычаем невежества, необходимость современной жизни и подражают этому.
Спиртные напитки – привычка эпохи невежества
Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) отметил: «Если в Исламе вырастет поколение, которое будет подражать джахилийи (эпохе невежества), все звенья Ислама сломаются одно за другим».
Сегодня мы видим это. Поколение, которое не знает, каким образом ислам утвердился в мире и что он изменил, предполагает, что древние привычки джахилии являются новой модой.
На самом деле опьяняющие напитки, которые изготавливаются в результате окисления изюма, финика, меда, пшеницы, ячменя были известны еще тысячи лет тому назад. В том веке, когда пророк (мир ему) освятил мир своим присутствием, во всем земном шаре было распространено употребление спиртных напитков.
В древних цивилизациях были традиции праздника сбора винограда, во время которого люди веселились, распивая большое количество пива и вина. Раввины сынов Израиля в результате распространения обычая пить спиртное пошли на компромисс и разрешили людям употреблять спиртное с условием пить в той мере, чтобы не опьянеть.
Перед лицом быстрого распространения религии единобожия, с которой был послан хазрат Иса (Иисус), Римская империя поняла, что не сможет уничтожить эту религию. Со временем империя стремилась, чтобы древние языческие религии смогли договориться с новой религией. Поэтому в принесенную им религию со временем были включены старые языческие обычаи. Например традиция пить вино во время сбора урожая и праздника Диониса, в новой вере имеет место в Евхаристия (таинство причащения христианской церкви) – ритуал освящения хлеба и вина. Таким образом, производство и употребление вина приобрело форму религиозной необходимости.
Такова была ситуация в мировой супердержаве той эпохи – Риме, поэтому на Ближнем Востоке, имевшем колониальный статус, производство и употребление вина было широко распространено.
Производство и продажа вина в Саудовской Аравии существовало в разных вариантах. Из винограда, фиников, выращенных на виноградниках и финиковых пальмах городов Медины, Таифа, Хайбара, изготовлялось вино. Народ Йемена из таких зерновых как ячмень, кукуруза и пшеница, а также меда изготавливал спиртные напитки.
В тот самый век, когда торговцы племени курайш организовывали банкеты для употребления спиртных напитков, и празднования превратились в «хорошую» традицию, посланник Аллаха (мир ему) украсил этот мир своим рождением. В поэзии эпохи джахилии упоминается более ста разновидностей спиртных напитков.
Пророку удалось осуществить то, что не смогла сделать Америка!
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не пришел в то общество, которое не знало, что такое спиртное. Он появился в тот момент, когда, как и сегодня, торжества и гулянки со спиртными напитками были массовой культурой общества.
Американцы запретили употребление спиртных напитков, чтобы защитить свой народ от его вреда. Однако они не смогли запретить подпольное производство и потребление спиртных напитков. Когда в 1933 году этот запрет был отменен, американский профессор заявил:
«Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) посредством Корана смог запретить спиртное и на протяжении многих веков сберег большие массы людей от вреда алкоголя. Подобный результат не был достигнут в XX столетии в просвещенной Америке, несмотря на всевозможные виды пропаганды и научный прогресс». (профессор Юлиус Хирш: Учебник здравоохранения. Стамбул, № 34, стр. 242)
Итак, каким образом наш пророк (мир ему) достиг такого успеха в борьбе со спиртными напитками?
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ни разу в жизни не употреблял спиртное
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в мекканский период распространения Ислама не боролся со спиртными напитками. Да и число мусульман тогда было небольшим.
Тем не менее, даже в тот период, ни Пророк (мир ему), ни Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), ни Али, ни Усман (да будет доволен ими Аллах) и другие первые мусульмане не принимали участия в застольях со спиртным.
У арабов до прихода божественных откровений оставалась память о правильной религии (Динун Ханиф), в частности, было правило, которое гласило: «участие в спиртных застольях не является признаком добродетельных людей». К тому же известно, что дядя Пророка Абдульмутталиб не употреблял спиртное.
Еще до того, как вино стало запретным, Пророк холодно относился к нему. Даже во время мираджа (ночи вознесения), когда ему были предложены две пиалы – одна с молоком, а другая с вином, он предпочел молоко.
Ангел Джабраил одобрил это действие: «Ты выбрал естественное, если бы ты выбрал вино, твоя умма после тебя сбилась бы с пути. Выбрав молоко, ты обратился к естеству (человека), и твоя умма была направлена к человеческому естеству». (Бухари, Сахих, том 4, стр. 141)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постепенно отдалил свою умму от спиртного
Из-за того, что тяжело избавиться от алкогольной зависимости, положения, касающиеся спиртного, не были ниспосланы в одночасье. В Коране есть четыре аята, посвященные спиртному. В первом аяте, ниспосланном в Мекке, говорится:
«Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих». (Нахль: 67)
В этом аяте нет запрета не употребление спиртного, однако оно противопоставляется «хорошей еде». Таким образом указывается, что оно не одобряется Аллахом.
Объединяя это выражение с отказом Пророка от употребления спиртного, ясно видно, что употребление спиртных напитков не является хорошей привычкой.
Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, ансары пили вино, изготовленное из фиников, и угощали им гостей. Иногда в этих пьяных застольях возникали ненужные дискуссии и драки. Такие сахабы как Умар и Муаз (да будет доволен ими Аллах) пришли к Пророку и объяснили ему ситуацию со словами «спиртное одурманивает разум».
Тем не менее, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не принимал решения до того, как ему ниспосылалось откровение. После этого случая был ниспослан аят:
«…Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (219 аят из суры Бакара).
В этом аяте говорится, что греха в спиртном больше, чем мирских благ, таких как удовольствие и прибыль от совершения купли-продажи. После этого предупреждения многие перестали употреблять алкоголь.
Затем был ниспослан этот аят:
«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (43 аят из суры Ниса).
В этом аяте мусульманам было запрещено читать намаз в состоянии алкогольного опьянения. Поскольку мусульманам предписан пятикратный намаз, в дневные часы никто не мог употреблять спиртное.
Наконец был ниспослан аят, абсолютно запрещающий спиртное:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете». Данным 90-м аятом суры Маида был поставлен категорический запрет на употребление опьяняющих напитков.
Сподвижник пророка Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «У нас было застолье. Я был на раздаче опьяняющих напитков. Пришел один человек и сказал «спиртное стало запретным». Мои товарищи сразу же сказали: «Вылейте эти бочки с опьяняющими напитками». После этого события больше никто не брал ни капли в рот одурманивающего напитка». (Насаи, Ашриба 51, 2)
В тот же вечер все бочки и сосуды с опьяняющими напитками были вылиты. По улицам Медины текли реки вина. В этом есть ясное указание на душевное повиновение сахабов воле Пророка. Потому что они знали, что повинуются не личности Пророка, а откровениям, посланным от Всевышнего. В этом и заключается секрет успеха, которого не удалось добиться Америке.
Они перестали употреблять спиртное не потому что это вредно для здоровья, а потому что повиновались Пророку, который говорил, что опьяняющее запретил Аллах, тайно и явно полностью отказались от употребления.
Еще один успех Пророка в запрете опьяняющего – его бескомпромиссность. Он не остановился лишь на запрете употребления спиртного, а также запретил все профессии, связанные с ним, и объявил харамом производство, куплю-продажу и прибыль от алкогольных напитков. (Ибн Маджа, Ашриба 30/7)
Сегодня с одной стороны в государствах борются с алкоголизмом, с другой стороны – продолжается производство и продажа спиртного. Как правило, под влиянием производителей спиртных напитков срабатывает идея того, что «запрет – это не выход».
К Пророку приходили из далеких земель и говорили: «Мы используем спиртное в лечебных целях», либо «Мы вынуждены употреблять спиртное, чтобы защитить себя от холода». На подобные оправдания он отвечал отказом: «Истина в том, что вино не является панацеей, а наоборот, источник болезней». (Ибн Маджа, Тыб, 27)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) практиковал санкции против употребления спиртного
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) установил меры наказания для пойманных на употреблении опьяняющих напитков для того, чтобы мусульмане знали о греховности этого деяния, не выпивали открыто, молодежь не брала пример, это осуждалось как мерзкое деяние.
В одном предании от Абу Хурейры сказано: «Пьяного человека доставляли к Пророку. Посланник Аллаха говорил: «Ударьте его!» Некоторые из нас били его рукой, другие обувью, некоторые одеждой».
Уголовная практика применялась Пророком не потому, что он ненавидел этих людей. Это было удерживающим фактором, чтобы человек исправился от этой болезни и не подстрекал к ней других членов общества. Эти сдерживающие факторы могут быть оценены как административные меры наказания.
К тому же халиф Умар (да будет доволен им Аллах) после того, как мусульмане стали богатеть и расселяться в разных странах, ужесточил меры наказания за употребление опьяняющих напитков, увеличив приговор в размере 80-и ударов палкой.
Борьба с алкоголем и наркотиками следует из основных целей и принципов ислама: сохранение жизни, имущества, разума, рода и религии. С этой вредной привычкой, которая причиняет вред здоровью, финансовому состоянию, затмевает разум, отталкивает человека от религии и уничтожает будущие поколения, следует бороться во всех отношениях.
Islam-today