Наставления суры «аль-Араф»: нравственность и защита от шайтана
قُل لاَّ أَمْلِكُ لِنَفْسِي نَفْعًا وَلاَ ضَرًّا إِلاَّ مَا شَاء اللّهُ وَلَوْ كُنتُ أَعْلَمُ الْغَيْبَ لاَسْتَكْثَرْتُ مِنَ الْخَيْرِ وَمَا مَسَّنِيَ السُّوءُ إِنْ أَنَاْ إِلاَّ نَذِيرٌ وَبَشِيرٌ لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
«Скажи (язычникам, о, Мухаммад): «Я даже про самого себя не знаю – (что меня ждет) польза или вред, если (сообщить мне об этом) не пожелает Аллах. И если бы я знал тайное, то увеличил бы для себя благое, и меня не постигло бы зло. Однако я – лишь (раб, посланный Аллахом, и я) предостерегаю (людей от наказания) и радую (вестью о Рае) верующих» (Аль-Араф, 188).
Кельби рассказывал, что мекканские многобожники однажды сказали посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, Мухаммад! Разве твой Господь не может сообщить тебе, когда снизятся цены на то-то и то-то, чтобы ты мог купить это до подорожания, а затем получить прибыль. Или сообщить о том, когда возникнет неурожай и голод, чтобы ты мог отправиться туда, где царит достаток и изобилие».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 158-159].
Это интересно! Читайте также: Как относиться к тем, кто может сказать нам что-то о нашем будущем?
خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ
«Прояви (о Мухаммад) снисходительность (к людям), призывай к хорошему и отвернись от невежд (не отвечая на их непристойные действия тем же)» (Аль-Араф, 199).
В риваяте Абуш-Шейха, переданном от Судди, сообщается, что этот аят был ниспослан до того, как были вменены в обязанность намаз, закят и противостояние на пути Аллаха против многобожников [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/631].
Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям говорил, что повеление Аллаха о снисходительности и прощении, содержащееся в данном аяте, действовало на протяжении десяти лет [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/535].
وَإِمَّا يَنزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللّهِ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«А если шайтан будет (пытаться) наущать тебя, то прибегни к защите Аллаха, поистине, Он – Слышащий (твои просьбы о помощи), Знающий (о том, в каком положении ты находишься)» (Аль-Араф, 200).
В риваяте, переданном Ибн Джариром от Ибн Зейда, сообщается, что после ниспослания аята «Прояви (о, Мухаммад) снисходительность (к людям), призывай к хорошему и отвернись от невежд (не отвечая на их непристойные действия тем же)», посланник Аллаха (с.а.с.), обратившись к Аллаху Всевышнему, сказал: «О, мой Господь! А что мне делать, если меня одолеет гнев?».
И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/309; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/631].
Актуально! Читайте также: Тот, кто произнесет эти слова, до вечера будет защищен от шайтана
وَاذْكُر رَّبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ وَلاَ تَكُن مِّنَ الْغَافِلِينَ
«И поминай Аллаха с трепетом (и надеждой на принятие) и страхом (что твои мольбы не будут приняты) тихо, а не громко, – утром и вечером. И не будь из беспечных (кто забывает о намазе и поминании Аллаха)» (Аль-Араф, 205).
Ибн Кясир говорит, что данный аят был ниспослан во время Мираджа, до того, как был вменен в обязанность пятикратный намаз [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/543].
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Islam Today