• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мазхабы

Время чтения: 4 мин
8719

Любой неосведомленный мусульманин может задать себе вопрос: что ему предпринимать в конкретных ситуациях. Один хадис свидетельствует о том, что молясь, руки необходимо скрещивать на груди, другой – что они должны держаться по швам. Как нужно совмещать данные убеждения, читая намаз? – Есть выход – следование одной школе мазхабов. Мазхаб затрагивает главные вопросы и для того, чтобы правильно научиться совершать омовение, перед тем как молиться, обычному мусульманину не нужно сразу учить весь Коран наизусть. Мазхабы писали великие ученые прошлых столетий, чьи трактаты Корана всегда признавали все исламские общины. 

Мазхабы – это религиозно-правовые школы. За все время бытия исламских вероучений, образовалось огромное число учений, одними из которых являлись богословскими, другие же – политико – богословскими. Научная мысль в исламе активно развивалась, оказывая влияние на пришествие знаменитых богословов-ученых. Основываясь на трудах этих людей, появлялись сильнейшие школы по практическому применению «Сунны» и «Священного Корана». Относительно законам Шариата любые религиозные действия (ежедневные поклоны, модели поведения в обществе, решение текущих вопросов по правам и т.д.) происходят, основываясь на иджтихаде создателя данной школы.

Апофегма «Мазхаб» означает «направляться», «идти». В религиозных учениях, каждое направление, основывающееся на определенных мнениях, называлось «мазхабом». И «идти согласно мазхаба этого ученого» - означало идти по его следам и почитать его суждения о религии.

Создатели мазхаба извлекали к основе мазхаба свидетельства из корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). В связи с тем, что многие из хадисов не доходили до основателей, мазхабы различных учений различались между собой. Однако, между школами не случалось ни малейшего разногласия. 

В Исламе существует IV основных Масхаба: «ханбалитский», «маликитский», «ханафитский» и «шафиитский». Также был «захиристкий мазхаб», которого сейчас почти уже нет. Шииты привержены джафаритскому мазхабу.

  1. Мазхаб-ханафитский основал имам Абу-Ханниф, родившийся в 80-699 г. в Куффе и покинувший жизнь в 150-767г. в городе Багдад. Значение имени «Ханиф» - «знающий, осведомленный», «правильно верующий» мусульманин. «Абу-Ханифа» - «Глава правильно верующих мусульман». Основным методом, выносившим правовые основы этого мазхаба – следование четкой иерархии решений и правил в данной школе. Все свои унаследованные знания Абу-Ханифа устными речами преподносил своим приверженцам, которые их записывали и классифицировали в определенной системе. Ханафитскую школу поощряли Аббасидды, заинтересованные в государственных правовых основах. Ей присвоили статус на государственном уровне в монгольской и османской империи. По сей день, множество мусульман следует этому правовому толку.
  2. Мазхаб-маликитский создал имам Малик-бин-Анас-аль-Асбаххи, родиной которого была Медина (годы жизни: 93-711; 179-795), был последователем табинов, унаследовал знания от 900 шейхов (300 из них-табины, остальные 600-их последователи). Малик посвятил всю свою жизнь поиску и повествованию знаний. Главными его чертами были: богобоязненность и аскетизм. Источники его знаний изъяты из: Корана, Сунны, Иджмы, Кыяса, практик обитателей Медины, истихсана, садд-аз-зараиля и истисхаба. Последователи маликитской школы находятся в западных странах, в Испании и на Северной Африке.
  3. Мазхаб-шафиитский основал имам Абу-Абдуллах-Мухаммад-бин-Идрис-аш-Шафии (годы жизни: 150-767;204/802). Он появился на свет в Газзе и ушел из жизни в Египте. Имя «аш-Шафии» произошло от его прадеда, который являлся соратником Всевышнего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!). Школа данного мазхаба была популярна в Египте в конце VIII – начале IX вв.. В Маверанахарре и Ираке шафиитский мазхаб был столь же популярен, сколь и ханафитский. Сегодня количество шафиитов приравнивается к 80% курдов, мусульманам юго-востока и большинству ближневосточных арабов и существует множество их трудов в виде книг, пользующихся особым авторитетом в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, на Кавказе и других странах.
  4. Мазхаб-ханбалитский основан Абу-Абд-Ахмад-бин-Ханбалом, родом из Багдада (годы жизни: 164-780; 241-855). Данная школа основывалась на нескольких направлениях, опирающихся на различные трактаты Табинов и сахабов; разные чтения и подвергавшихся сомнению фетвах Ибн-Ханбаля, в различиях передач его вердиктов. Школа ханбалитского мазхаба имела огромный фундамент теоретических знаний и не признавала закрытые «врата ижтихада». Данный мазхаб не был особо распространен и сегодня по данному направлению в Саудовской Аравии действует школа ханбалитского мазхаба.
  5. Джафаритский-мазхаб основался Джафаром-аз-Садыком и был распространен среди афганских, иранских, иракских и азербайджанских шиитов. Джафариты были признаны суннитами и основали школу только в 18 веке. Они также не признают закрытие «врат ижтихада» и только те ахбары-Сунны, что возносятся к основным сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!).

Islam-today

Понравилась статья? Будем благодарны за репосты!

Социальные комментарии Cackle