Можно ли унаследовать положение в Раю?
После того, как Всевышний Аллах изложил восхваления обитателей Рая, он довел до всеобщего сведения свое воззвание:
«Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили [унаследовали] за то, что совершали [из хорошего в земной жизни]» (Аль-А‘раф, 43).
Исламские ученые прокомментировали выражение «унаследовали», «получили» следующим образом:
«Выражение «наследство» применяется в отношении Рая по той причине, что наследство приобретается без приложения усилий и получения чего-то взамен, как некий оставленный дар от усопшего. По той причине, что райская обитель приобретается не за совершение многочисленных благодеяний. А наоборот, это обещанное благоволение Всевышнего Аллаха в награду за веру и совершение поклонения. Согласно общепринятому мнению, вместо того, чтобы удостоиться Рая, приняв веру, неверующие потеряли право быть наследником из-за их неверия, и их место заняли другие наследники, заслуживающие Рая».
Всевышний Аллах объявил о том, что неверующие мертвы:
«[Эти ложные бога] Мертвые, а не живые. Они не знают, когда будут воскрешены [а раз так, то как они смогут заступиться за язычников в Судный день?]» (Ан-Нахль, 21).
В аяте: «Для предостережения всех живых, и чтобы сбылось Слово [и решение] относительно неверующих» (Йа Син, 70), – Всевышний Аллах описывает верующих как живых. Так как согласно шариату, живые люди наследуют имущество мертвых, в вечной обители верующие также являются наследниками усопших.
Передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«У каждого человека два жилища. Одно из них в Раю, а другое – в адской обители. Если человек после смерти войдет в адский огонь, обитатель Рая станет его наследником. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Именно они [а не кто-то другой] – наследники» (Аль-Муминун, 10)» [Ибн Маджа, Зухд: 39, №4341, 2/1453].
«Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили [унасле довали] за то, что совершали [из хорошего в земной жизни]» (Аль-А‘раф, 43).
Судди рахимахуллах в тафсире этого аята сказал:
«И для мусульманина, и для неверующего будет определено место в Раю и Аду. Когда обитатель Рая войдет в свою обитель, а обитатель Ада – в свою, и займут предназначенное им места, обитатели Рая возвысятся над обитателями Ада.
Когда они посмотрят на свои места, скажут: «Если вы поклонялись Аллаху, вашим пристанищем стали бы вот эти места». Им скажут: «О обитатели Рая! Станьте наследниками по причине ваших содеянных поступков (наследуйте их жилища, которые они оставили в Раю)». После этих слов обитатели Рая разделят их жилища между собой» [Ибн Джарир ат-Табари, «Джами‘ аль-байан», 10/202; Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 6/395; Фахруддин ар-Рази, «ат-Тафсир аль-кабир», 14/68].
Несмотря на то, что муфассиры отметили причины, которые приводят к наследованию (жилищ) в Раю: «В общем смысле, все благочестивые деяния относятся к ним», здесь под деяниями, согласно преданию Ибн ‘Аббаса (р.а.), подразумевается выполнение обязательных предписаний – фардов: «По причине приверженности таухиду Всевышнего Аллаха и выполнения обязательных предписаний религий (фардов)».
Эта точка зрения согласуется с высказыванием имама Раббани рахимахуллах. В одном из своих писем он писал: «Я предавался размышлениям: «Если причиной вхождения в Райскую обитель являлись бы благочестивые деяния, в этом случае, это была бы непосильная задача. Если бы это было так, то не сказано, что это за деяния». После этого я понял, что конечным результатом и целью благочестивых деяний является тщательное исполнение пяти обязательных предписаний ислама» [Имам Раббани, «Мактубат», №304, 1/367)].
Пусть Всевышний Аллах сделает наш слог заслуживающим степени наследника в Раю. Аминь!
Автор: Islam Today