• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Можно ли мусульманину давать взятку?

Время чтения: 4 мин
1093

Фото: shutterstock.com.

Фото: shutterstock.com.

Взятки – нередкое явление в нашем обществе. Одни с охотой дают взятки, другие с не меньшей охотой их принимают. Что ислам говорит о взяточничестве?

В Священном Коране есть аят:

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (Бакара, 188).

Приобретение любого имущества в исламе должно быть совершено законным путем. Незаконное приобретение любого имущества запрещено и является грехом. К недозволенному приобретению имущества относятся:

  • Кража.
  • Вымогательство.
  • Присвоение имущества, вверенного на хранение.
Халифы на земле: во что люди превратили свою планету?
Аллах создал нас, и избрал людей, чтобы мы правили землёй. В Коране говорится о руководящей роли людей через их титул «халифов».
06.08.2021
732

Имущество, приобретенное ростовщичеством или другими запрещенными путями, также считается запретным. Пользоваться таким имуществом человек не имеет права. Из этого следует, что материальные ценности в виде взятки являются незаконными.

Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то данное действие будет незаконным присвоением имущества» (Абу Дауд).

Взятка – это деньги или другие материальные ценности, которые даются должностному лицу в качестве подкупа, чтобы ускорить решение вопроса или решить его в положительном ключе. Взятки порождают несправедливость и способствуют ее распространению, нарушают нравственные принципы, устанавливают между людьми исключительно потребительские отношения.

Читайте также: Важно: что должен знать мусульманин о халяльном заработке

Посредством взяток, люди занимают должности, которые не заслуживают, поступают в вузы, садики, занимая места людей, которым эти места положены по праву. Взятки порождают обман и изменяют привычный и должный порядок вещей, поддерживают лжецов и притесняют честных. Люди забывают о справедливости, становятся зацикленными исключительно на материальных выгодах, злоупотребляют своим положением. И это лишь малая часть тех несправедливостей, которые собственноручно чинят взяткодатели и взяточники.

Пророк Мухаммад говорил, что у человека есть его должность и есть оплата за его труд, все, что он возьмет сверх этого, будет считаться украденным. Судьям и чиновникам запрещены не только взятки, но и подарки, так как, учитывая занимаемую ими должность, это может трактоваться по-разному.

Коррупция – преступление как с точки зрения уголовного кодекса, так и норм шариата. Для взяткодателя – это способствование распущенности должностных лиц, потеря собственного достоинства, для взяточника – это злоупотребления своим положением в целях получения неправедной прибыли, нарушение прав других. Как дающий, так и берущий способствуют распространению несправедливости в обществе и мешают его нормальному развитию.

В хадисе сказано: «Пророк Мухаммад (с.а.с.) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет» (Абу Дауд).

Имущество мусульманина: откуда получает, на что расходует
Любое наше материальное поступление должно быть разрешено Исламом. Мусульманин не имеет права выбирать доход, исходя из расплывчатых “наверное, можно”, “кажется, халяль”. Разрешённых вариантов получения имущества несколько...
04.03.2020
2464

Когда разрешено давать взятки?

Единственным случаем, оправдывающим взятки, считается восстановление своих ущемленных прав, то есть если человек оказался в несправедливом положении и может защитить себя и вернуть свои права только подобным способом. Богословы утвердили, что все, что запрещено брать, запрещено и давать, кроме некоторых случаев, из них – взятка для защиты своих прав.

Чем взятка отличается от подарка?

Подарок делается без корыстных целей, а только, чтобы доставить человеку радость, укрепить с ним отношения. Когда человек дает взятку, намерения у него совершенно иные. К тому же, как правило, взятка дается заранее, чтобы как-то повлиять на решение должностного лица. Если же мусульманин хочет отблагодарить, например врача, ему следует это сделать уже после приема.

Автор: Сайда Хайат

Социальные комментарии Cackle