Микрокосмос: как человеку не потерять свою ценность перед Создателем
«Мы, поистине, создали человека в совершенном виде» (Ат-Тин, 4).
Те аяты Корана, которые были ниспосланы первыми, обращены к человеку и говорят о человеке (Аль-Аляк, 1-5). Всевышний поставил человека во главе всех существ, которых считает достойными стать Его собеседниками, сотворив его «ахсан таквим», т.е. в прекраснейшем облике, и определив его, как самое достойное существо, «ашраф махлукат» (Аль-Исра, 70).
Может, из-за этой особенности человек взял на себя аманат – ответственность, от которой отказались небеса, земля и горы (Аль-Ахзаб, 72-73). Аллах не оставил человека без присмотра (Аль-Кыяма, 36) и не сотворил его просто так, ради забавы (Аль-Муминун, 115). Как естественный результат его ответственности, Господь сделал человека преемником (халифом) на Земле (Аль-Ан‘ам, 165; Аль-Бакара, 30; Сад, 26; Аль-А‘раф, 69; Ан-Намль, 62).
Вот таким драгоценным существом является человек. Аллах предоставил в распоряжение человека все, что имеется в природе (Ан-Нахль, 12,20), и заставил служить ему (Аль-Хадж», 36-37, 65; Аль-Джасийа, 12; Ибрахим, 32-33; Лукман, 31:20).
Взамен на все эти блага человек должен посвящать свое поклонение и послушание Аллаху. Таким образом он приобретет значение перед Господом (Аль-Фуркан, 77) и будет соответствовать цели своего сотворения (Аз-Зарият, 16, 56; Хиджр, 99).
Представители тасаввуфа видели в человеке причину, дух, сердце Вселенной, считали его микрокосмосом. Из-за обладания человеком всеми элементами реального мира они называли его «маленьким миром». Вспомним слова Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Ты можешь считать себя крошечным существом, а между тем в тебе кроется целый огромный мир».
В таком случае возникает один важный вопрос: как может человек сохранить имеющиеся у него упомянутые особенности и свою ценность перед Создателем? Несомненно, путь к этому лежит через соблюдение повелений и запретов Аллаха, а также милосердное и справедливое отношение к Его рабам. Нет никаких причин для потери наших прекрасных свойств, если мы будем обладать высокой нравственностью, сможем обуздать свои страсти и не будем следовать по стопам шайтана. Но если мы станем подчиняться своему эго, не будем соблюдать повелений и запретов Аллаха и будем сдаваться хитростям шайтана, тогда нас ждет совсем не радостный конец. Примеры этому мы очень часто встречаем в нашей жизни. Повсюду слезы, нищета, голод, жестокая эксплуатация ставят жизнь людей в безвыходное положение.
Не будем забывать, что никто не будет доволен, если его творение будет испорчено или уничтожено. Вот так и Аллах, сотворивший нас в прекраснейшем облике, не будет доволен, если мы испортимся. Поэтому Он сообщил нам посредством книг и пророков о тех действиях, которые могут привести человека в негодное состояние.
Автор: Islam Today