• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Человек, словно в зеркале мир – многолик»

Время чтения: 3 мин
16137

Непохожие житейские и жизненные ситуации, а также разность внутреннего мира людей даже одной религиозной общины  заставляют нас быть гибкими и  приспосабливаться к многообразии бытия. Жизнь не окрашена в два цвета.  Упрощая мир, видя в нем только черные и белые цвета без многообразия оттенков, мы оперируем шаблонами, а потому неправильно судим о природе тех или иных событий, вещей, людей.

Также и природа человека очень многогранна, иногда  противоречива,  порой двулична.  Не зря религия побуждает человека каждый день просить прощение у Всевышнего. Человек иногда неосознанно преступает границы дозволенного, нанося вред себе и другим, принося мучительные страдания окружающим. 

Ведь чаще всего мы предпочитаем не замечать происков подсознания, и обходим стороной тайные черные углы нашей души,  где прячутся демоны нафса.  Если честно покопаться в самых нежелательных, пугающих мраком уголках сознания, можно найти у себя много прелюбопытных, противоречащих друг другу  качеств, таких, как   милосердие  и злость, дружелюбность и мстительность, доброта и жадность, высокомерие. "Ничье воображение не способно придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце" (Франсуа де Ларошфуко)

Действительно, есть на чем поработать.

Человек может быть хорошим к другим,  но совершить подлость  по отношению близким людям.  К  примеру, муж любит подавлять жену оскорблениями, а ее беспрекословное, бессловесное подчинение даже в его абсурдных желаниях тешит его самолюбие. На самом деле тут кроется причина в его нереализованности. Например, на работе он неказист, не занимает руководящую должность, что его изрядно задевает. Унижая жену, он самоутверждается на зависимом от него человеке.  Ему бы  заглянуть честно в сердце, чтобы понять, чем он руководствуется: благочестивым намерением сделать жену счастливой или просто потешить свое эго?

Речь не идет о нормальном взаимопонимании, когда жена по праву отдает пальму первенства главе семьи, а об ее неоправданном унижении.  Базовые культурные стереотипы также влияют на поступки человека. Однажды один уважаемый учитель, выходец из Средней Азии , выступая с проповедью в узком кругу верующих о  женской роли в семье, сказал: «У нас в деревне женщина, ассоциируется с  трактором,  на котором можно пахать».  Этот тот случай, когда  понятия морали, принятые в его роду, оказались сильнее чем исламские, духовно - нравственные .  
 
А вот другой пример, когда женщине из Сирии, работающей в уличном  патруле, доставляло наслаждение  властвовать  над другими.  В ее душе  родилось  двоякое восприятие ситуации: ощущение сопричастности к  благому делу - запрета греховного и  в то же время сладкое чувство власти.

Человек непредсказуем, часто его поведение  зависит от ситуации:  вчера был злодеем, а сегодня совершил праведный поступок  - и наоборот. Важно тем, кто встал на путь духовности, особенно ислама,  день за днем делать  шаги к украшению нрава, чтобы быть счастливым в Судный день, когда  раскроются все тайны, и станет явью истинное.

Мы - источник веселья и скорби рудник,      
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик: 
Он ничтожен, и он же - безмерно велик.     

Омар Хайам


Исламия

Социальные комментарии Cackle