• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Маленькая ложь - большие последствия

Время чтения: 5 мин
5916

Считаем ли мы, что соврали, когда говорим по телефону: «Я уже выхожу уже из дома», хотя еще в этот момент валяемся в кровати и, явно не имея крыльев, не успеем долететь к обещанному нами же времени? Или думаем ли мы, что поступаем верно, когда даем несбыточные обещания своему ребенку, лишь бы быстрее его успокоить?

Но именно такой маленький и незаметный обман становится той самой приоткрытой дверью, через которую в нашу жизнь проникает большая ложь. А со временем ложь становится для человека жизненной нормой, без которой он уже вряд ли сможет прожить. И как бы ни успокаивал себя потом человек тем, что «Не мы такие, жизнь такая», это уже не вернет потерянного доверия окружающих, не изменит реальное положение вещей и не рассеет иллюзию самообмана. Именно это является большой опасностью для верующего человека.

Несомненно, тяжело говорить всегда лишь правду и не поддаться искушению соврать там, где за ложь порой получают награду, а за правдолюбие можно и пострадать. Не последнюю роль в стойкости к желанию соврать играет и воспитание человека в семье. Если ребенок рос в среде, где ложь считалась обыденным явлением, то сложно надеется, что из него вырастет правдолюб.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) являющийся примером для правоверного мусульманина во все времена, даже в глазах недругов и врагов слыл правдивым и надежным человеком, который никогда не позволит себе соврать. Вся Его (мир ему и благословение Аллаха) яркая и не простая жизнь, как бы они того не хотели, вынуждала сказать их: «Мы не знаем случая, чтобы Он хоть раз сказал нам неправду», потому как настоящий мусульманин не может себе ложь.

И как сказал один из великих богословов: «Если у вас спросят сколько время, а вы посмотрев на часы увидите, что время без трех минут девять, но тем не менее скажете: «Девять», то вы скажете неправду. Вы можете посвятить себя поиску тысячи и одного оправдания для себя, но помните тот, кто избрал своим путем дорогу истины, никогда не врет». Ведь ложь – это не только грех, но и в первую очередь проявление неуважения ко Всевышнему Аллаху.

В теории, конечно же, мы все прекрасно знаем, как говорится, на зубок, но вот, к сожалению, в жизни далеко не все и не всегда так просто. Хотелось бы привести вам пару примеров, которые, возможно, кому-либо из вас помогут в дальнейшем правильно расставить приоритеты и сделать свой выбор дальнейшего жизненного пути.

Один из деспотичных повелителей издал указ о поимке великого ученого Хасана Басри. И вот однажды люди повелителя пришли к одному из его учеников по имени Хабиби Аджами, в хижине которого и прятался Хасан Басри. Они спросили Хабиба Аджами:

– Видел ли ты Хасана Басри?

– Да, – ответил тот.

– Где же он? – вновь спросили люди повелителя.

– У меня в хижине, – спокойно ответил им Хабиби Аджами.

На этом люди вошли в хижину, но так и не смогли найти в ней беглеца. Выйдя из хижины, они стали угрожать Хабиби Аджами, считая, что тот их обманул, издевается над ними.

На что Хабиби Аджами лишь сказал:

– В чем же моя вина, если вы его не смогли увидеть?

После чего стражники вновь отправились в хижину, но, как и в первый раз, вернулись ни с чем.

После того, как они ушли, вышедший из хижины Хасан Басри спросил у своего ученика:

– Я знаю, что из-за милости к тебе Всевышний Аллах сокрыл меня от их взора, но скажи, почему ты сказал им, где я нахожусь?
На что Хабиби Аджами виновато ответил:

– О, учитель! Вас не нашли не из-за милости проявленной ко мне, а из-за сказанной правды. Вы же знаете, что Аллах помогает правдивым, а если б я соврал, то увели бы и вас, и меня!

В другой история приключилась с не менее великим Абдуль-Кадиром Гейляни, и вот он как это повествует:

«В юном возрасте я отправился в Багдад, чтобы получить там знания. Но наш караван, с которым я отправился в путь, был остановлен грабителями. Один из них спросил у меня:

– Эй, бедняк! Есть у тебя что-нибудь?

А я ему ответил, что с собой у меня сорок золотых, доставшихся мне от отца в наследство. Но, он, подумав, что я надсмехаюсь над ним, повернулся и ушел. Когда второй разбойник подошел ко мне с тем же вопросом, я вновь сказал правду. Тогда он отправился к своему главарю и рассказал обо мне. Главарь подозвал меня и спросил:

– У тебя есть деньги?

Когда я ответил, что у меня сорок золотых спрятанных в одежде, они распороли и достали деньги. А на их вопрос, почему я не соврал, ответил им так:

– Я обещал маме говорить правду, и не мог нарушить обещания данного матери.

Услышав это, предводитель разбойников просто разревелся:

– Я столько лет нарушаю обещание данное тому, Кто меня создал и вырастил!

На этом он и остальные разбойники совершили тауба, вернув все отобранное имущество у этого каравана их владельцам.

В третьей истории Мавляна Халид Зияуддин Багдади, живший на стыке восемнадцатого и девятнадцатого столетий, отравился в дорогу, сев на своего коня. В одном из городов два мошенника, увидев, что Маляна Халид Зияуддин не местный, решили обмануть его и забрать у него имеющееся имущество.

Отправившись к судье, они заявили, что лошадь, которую оседлал Мавляна Халид, это их лошадь, и обвини его в воровстве. В суде же Мавляна Халид скажет:

– Я думал, что это моя лошадь, но если эти два человека утверждают обратное, наверное, тогда она принадлежит им, ведь мусульмане врать не станут.

Эти слова настолько задели этих двоих, что, не выдержав угрызения совести, они прямо в суде покаялись в содеянных преступлениях и извинились перед Мавляна Халид.

Возможно, кто-то, прочитав эти истории, воспримет их за хороший вымысел, а кто-то, задумавшись проанализирует, свои поступки и свой пройденный путь. Но рано или поздно мы все предстанем перед Ним, но это уже совсем другая история.

Ихсан Кышкаров

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle