• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Люди, которые будут в Раю рядом с праведниками и героями веры

Время чтения: 6 мин
8347

Сподвижник Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает следующее сообщение. Как-то раз сподвижники сидели вместе с Пророком (мир ему), когда он вдруг сказал им: «Сейчас сюда подойдет человек, который является одним из обитателей Рая». Разумеется, сподвижники насторожились – кому же не хочется увидеть того, кто сможет попасть в Рай?

К ним подошел обычный с виду человек, который затем сел с ними рядом и вел себя так же, как все остальные. Поэтому один из присутствующих на этом собрании, Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах), решил узнать доподлинно – чем же этот человек так угодил Всевышнему, что удостоился Рая?

Он последовал за этим человеком и попросил разрешения пожить у него несколько дней – сказав, что поссорился со своими домашними и хочет несколько дней переждать ссору вне дома. Тот человек согласился.

Абдулла провел у него несколько дней – внимательно наблюдал за ходом его жизни, за тем, как он поклоняется Аллаху, как он живет, но вначале ничего особенного не заметил. Он, конечно, ожидал, что этот сподвижник будет как-то особенно усердно поклоняться Всевышнему, много молиться, каждый день держать пост и тому подобное. Но тот человек не делал ничего особенного – перед сном он совершал ночной намаз, произносил дуа или зикр, ложился спать и спал до наступления утренней молитвы.

Единственно, что очень понравилось Абдулле в его поведении – что этот человек никогда не говорил ни о ком плохо, не сплетничал, не злословил, не держал ни на кого обиду. Если он и говорил что-то, то ничего, кроме хорошего.

Абдулла далее рассказывает: «Через три ночи я понял, что он не делает ничего особенного. Я подошел к нему и объяснил, что на самом деле я остался с ним, чтобы узнать, каким особым поклонением он достиг такой высокой степени – что ему обещан Рай. Затем я спросил у него: «Как ты достиг такого уровня?»

Он ответил: «Я не совершаю ничего, кроме того, что ты видел во время своего пребывания со мной». Я уже хотел уйти, как он сказал: «Да, возможно, у меня что-то есть. Я не держу в сердце злобу ни на кого из людей. Я не завидую никому, если Аллах дарует им какие-то блага»». Тогда Абдулла сказал ему, что именно по этой причине Господь удостоил его такого высокого уровня. (Муснад Ахмада и Насаи, тафсир Ибн Касира к аяту 59:9).

Из жизни предыдущих общин верующих также передается подобная история (за достоверность ее мы не ручаемся, но смысл ее схож со смыслом вышеприведенного хадиса). В некоем месте жил аскет и подвижник, - человек, который посвятил себя поклонению Всевышнему. Он усердно молился – и днем, и вставал на ночную молитву, часто постился, изучал Священное Писание, обращался к Всевышнему с мольбами о прощении, даже если совершал какой-то незначительный грех.

После всех этих подвигов он, конечно, рассчитывал на то, что Богу угодны его труды, и, наверное, он сможет попасть в Рай после смерти. Но как-то ночью он видит сон – где ему сообщается весть от Бога, что, хотя он много поклоняется и трудится на Его пути, в соседнем городе живут два человека (и были названы их имена), которые действительно удостоятся Рая своими заслугами перед Всевышним.

Он просыпается и без промедления идет в тот город, который был указан ему во сне – поскольку ему очень нужно узнать, чем же эти два человека смогли угодить Богу лучше, чем он? Достигнув этого города, он расспрашивает прохожих – где живут такие-то люди, и ему указывают небольшой дом. Он входит к ним, представляется путником и просит разрешения остановиться у них. Хозяева оказывают ему радушный прием и всяческое гостеприимство. Гость живет у них несколько дней и пристально наблюдает за их жизнью.

Эти два человека – про которых ему было сказано, что жизнь их весьма угодна Богу, оказываются двумя братьями, которые занимаются гончарным ремеслом (изготавливают из глины разную посуду). Понаблюдав за их жизнью, он видит, что весь день они сидят в мастерской и работают, потом продают готовые изделия на рынке, затем идут к своим семьям и проводят остаток дня в общении с близкими.

Они не заняты никаким особым поклонением – ночью они спят до утренней молитвы, днем работают, потом общаются с женами или играют с детьми. Наконец, этот подвижник не выдерживает и рассказывает братьям свой сон – ему было открыто от Всевышнего, что они весьма угодили Богу. Что же они такого делают?

Они удивляются и долго думают – вроде бы они ведут обычную жизнь, и их никак нельзя назвать героями веры. Наконец, им приходит в голову такой момент – всю жизнь они старались жить в мире со всеми людьми: никогда не ссорились с родными или соседями, никогда не желали никому из людей зла, не злословили ни о ком, не завидовали никому. Старались прощать обиды тем, кто с ними поступил несправедливо, и не гневались на своих обидчиков.

Какой вывод мы можем сделать из этих двух историй? Оказывается, чтобы приблизиться к своему Творцу, вовсе не обязательно удаляться от мира, целые дни и ночи проводить в молитвах, постах и поминании Всевышнего. Достаточно избавиться от дурных страстей и желаний своего сердца – не завидовать, если Господь посылает кому-то больше благ, чем вам, не гневаться и не питать обиду, если какой-то человек сделал в отношении вас что-то нехорошее, не обсуждать чужие дела и не злословить о других. И ты сможешь быть в Раю рядом с праведниками и героями веры.

Кому-то может показаться, что это слишком просто. Как можно сравнивать аскетические подвиги святых людей или подвиги мучеников за веру и обычную жизнь простого человека, пусть даже он сумел победить в себе дурные страсти и желания. Но, если мы поразмыслим над этим, окажется, что вряд ли кто-то из нас сможет похвастаться тем, что достиг подобного уровня.

Жизнь многих из нас разъедают непрощенные обиды – когда мы неделями и месяцами не можем забыть сказанные нам неприятные слова, размышляя по ночам, какие бы резкие слова мы хотели бросить в лицо нашим обидчикам. Кого-то мучает зависть – почему другой человек зарабатывает больше меня, достиг большего успеха, имеет лучшую работу, дети у него учатся лучше, жена красивее, муж богаче?

Кто-то любит посплетничать – поэтому не может успокоиться, пока не доведет до сведений всех местных кумушек и подружек какую-то интересную новость; кто-то гневлив и раздражителен, что его выводит из себя даже пустячная неприятность и малейшее изменение в его планах.

Причиной этому наше чересчур разросшееся эго - то, что в религии называется нафс, где коренятся дурные страсти и желания. Почему мы не можем никого простить? Потому что у нас больное самолюбие, нас мучает гордость – как это меня посмели так обидеть? Хотим посплетничать – опять же, виной наше самолюбование. «Я первой узнала (узнал) такую интересную новость!».

Либо хотим возвыситься над другими людьми – «Он глупо поступил – я никогда так бы не сделал, получается я умнее», «Подругу муж бросил – а меня муж любит, со мной такого случится не может». Завидуем – поскольку считаем себя более достойными тех благ, которых удостоился другой человек.

На борьбу с этими страстями может уйти вся жизнь человека. Недаром, исламские ученые и большие праведники ставили борьбу с собственным нафсом выше реального сражения на войне. Есть высказывание Пророка (мир ему), где он говорит сподвижникам о борьбе со своим нафсом: «Мы вернулись с малого джихада (с войны) к большому джихаду» (к борьбе с самим собой).

Поэтому во всех вышеприведенных историях праведным людям, которые сумели преодолеть эти чувства в себе, обещан Рай. Если человек все-таки окажется победителем в этой борьбе со своим низшим «я», которое «повелевает зло», по словам Корана, наградой ему будет Рай:

«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет рай» (79:40-41).

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle