Кто из нас не облек свою веру в зло?
قُلْ أَنَدْعُو مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَنفَعُنَا وَلاَ يَضُرُّنَا وَنُرَدُّ عَلَى أَعْقَابِنَا بَعْدَ إِذْ هَدَانَا اللّهُ كَالَّذِي اسْتَهْوَتْهُ الشَّيَاطِينُ فِي الأَرْضِ حَيْرَانَ لَهُ أَصْحَابٌ يَدْعُونَهُ إِلَى الْهُدَى ائْتِنَا قُلْ إِنَّ هُدَى اللّهِ هُوَ الْهُدَىَ وَأُمِرْنَا لِنُسْلِمَ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ (71)
«Спроси (язычников, о Мухаммад): «Разве мы будем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вред (как, например, ничтожные и бессильные идолы)?! Разве мы повернем назад (к язычеству) после того, как Аллах наставил нас?! (Зачем нам становиться) подобными тем, кого обольстили шайтаны и кто (ходит) на земле в замешательстве?! У него есть товарищи, зовущие его к истине: «Иди к нам!»». Скажи: «Путь Аллаха (Ислам) – это единственный (истинный) путь! И нам велено покориться Господу миров» (Аль-Анам, 71).
Ибн Аббас говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении сына Абу Бакра – Абдуррахмана. Когда его родители призывали его к исламу, то он упорствовал и не согласился принять ислам [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/67], более того, он стал призывать своего отца к поклонению идолам» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 7/188].
الَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يَلْبِسُواْ إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ (82)
«Верующие, которые не облекли свою веру в зло (язычества), – они в безопасности (от Ада), и (только) они наставлены (на верный путь)» (Аль-Анам, 82).
В риваяте, который передал Абу Давуд ат-Тайалиси по собственной цепочке, от Ибн Масуда, сообщается, что когда был ниспослан аят: «Верующие, которые не облекли свою веру в зло (язычества), – они в безопасности (от Ада), и (только) они наставлены (на верный путь)», сахабы стали с грустью говорить: «Кто из нас не облек свою веру в зло?!».
И тогда был ниспослан аят: «Вот сказал Лукман своему сыну, наставляя его: «Сын мой! Не приобщай к Аллаху никого (в поклонении)! Поистине, язычество – великое зло» (Лукман, 13).
Этот аят разъясняет, что под злом в данном случае подразумевается не какое-либо злодеяние или несправедливость, а имеется ввиду многобожие, и после этого сахабы успокоились.
В риваяте, переданном Ибн Абу Хатимом от Бакра ибн Савада, говорится: во время одной из битв один человек из числа врагов мусульман напал на одного мусульманина и убил его. Затем он снова бросился в атаку и убил еще одного мусульманина. Затем он опять бросился в атаку и убил третьего мусульманина.
После этого он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «Если после всего этого, я приму ислам, принесет ли мне это пользу?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, принесет».
Тогда он, не приняв еще ислама, погнал своего коня на ряды неверующих. Напав на них, он убил одного, затем второго, затем третьего, а потом сам был убит. Говорят, что аят «Верующие, которые не облекли свою веру в зло (язычества)...» был ниспослан в отношении этого человека [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/161-162].
Автор: Islam Today