• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Кто из людей таким является, тот обитателем ада будет, поистине, несомненно..."

Время чтения: 3 мин
4126

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 116. Разъяснение того, что всякий, кто поменял мирское на загробную жизнь, является обитателем рая, а тот, кто променял загробную жизнь на мирское, является обитателем ада

 

Кто религию свою продал за мирское,
Тот себя в огне со смолой сжег.

Погубил он религию ради дирхема,
Жизнь свою потратил на боль и тоску.

Отказался от загробной жизни тот неразумный,
Оставил добро, последовал за злом.

Скажи, что достанется ему, кроме несправедливости?
Если совершается им богоугодное дело, то ради кого?

Провонял он, словно навозный жук, из-за зловония своего.
Сладость загробной жизни отдал здесь за горечь.

Удовольствовался кости, словно собака.
Дрался [за нее] с людьми [всего] мира.

Хотя и говорит он, что занят тем же, что и я,
Познавшим и разумным является в этой обители.

«Есть у меня мирские [блага], разумный я, посмотри!
Приди и избери служение нам [всей] душой».

Это [происходит] от невежества и безумия,
Не прислушивайся ныне к его рассказам.

Есть у него глаза, однако он слепыш.
Какой он святой? Он поедает все подряд.

Мирское сбило его с пути, подобно гулу,
Хотя и был он великим, сделало оно его маленьким и мелким.

Среди людей он лишен уважения,
Снискал унижение он из-за скупости.

От того-то что-то приобрел, от Истинного (Хак) отдалился,
Бессильным стал, как в мирской жизни, так и в загробной.

Хотя и имеет он слова и состояния весьма ловкие,
Какой от них прок, если в религии он слаб?

Так печатью мирского сердце он запечатал,
От загробной жизни он освободился таким образом.

Скупость сделал ремеслом тот дорогой [человек], 
Тот мир от этого он не отличил.

Свободен от страха перед Судным днем нерадивый,
Жив без души и мертв сердцем.

Кто из людей таким является,
Тот обитателем ада будет, поистине, несомненно.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle