• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кто должен проводить заупокойные молитвы?

Время чтения: 2 мин
8081

Вопрос о том, кто имеет больше прав проводить заупокойные молитвы, является актуальным в больших городах, где существуют не только имамы мечетей, но и мухтасибы, кадыи и другие религиозные деятели. Здесь не говорится о том, что кто-то определенный должен проводить джаназа намазы, а от других это не принимается. Если, допустим, для заупокойной молитвы собралось большое количество мусульман, в том числе различные религиозные деятели, то может возникнуть логичный вопрос: «Кто из них имеет больше прав на проведение этой молитвы?»

Этот вопрос подробно рассматривается в книгах фикха учеными разных мазхабов. Имам Аляуддин Абу Бакр аль-Касани (да помилует его Аллах) – выдающийся ученый ханафитского мазхаба – разъясняет этот вопрос следующим образом:

«Основное мнение относительно данного вопроса у имамов мазхаба заключается в том, что местный имам имеет приоритетное право совершать заупокойную молитву над усопшими».

Абу Ханифа (да помилует его Аллах) же по этому поводу говорил: «Старший имам (по городу или району) имеет больше прав проводить заупокойную молитву. Если его нет, то мэр (губернатор, глава) города проводит молитву, а если и его нет, то – местный имам. После него больше прав у самого близкого родственника усопшего».

Другое распространенное мнение заключается в том, что глава города или поселения имеет больше прав проводить заупокойную молитву, после него – кады и лишь потом – местный имам.

Почему же в книгах по фикху в основном упоминается местный имам первым в списке? Обычно главы городов не посещают заупокойные молитвы, зачастую они заняты другими делами.

В подтверждение этого имамы приводят сообщение, в котором говорится, что когда умер аль-Хасан ибн Али, его брат Хусейн велел Саиду ибн аль-Асу (да будет доволен ими Аллах) совершить заупокойную молитву, сказав: «Если бы не сунна Пророка, я бы не выдвинул тебя, (а провел молитву сам)» («Китаб аль-асар»).

Это сообщение также считается аргументом против тех, кто считает, что ближайший родственник имеет больше прав на проведение джаназа намаза.

Также имамы говорили: если покойный перед смертью завещал кому-то провести над ним молитву, то больше всего прав на чтение погребальной молитвы у того, кому было завещено данное право усопшим. 

Можно ли совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз) над самоубийцей?
Можно ли за самоубийцу читать джаназа-намаз?
16.09.2020
6357

«Бадаиу' ас-Санаи'», аль-Касани

Социальные комментарии Cackle