Кого называли проповедником среди пророков?
Вера в пророков является одним из шести столпов имана. Под верой в пророков подразумевается убежденность в том, что Аллах отправил к народам пророков и посланников, которые призывали людей к истине и предостерегали их от гнева Аллаха и Его наказания. Этот столп имана также требует от нас верить во все те сообщения и рассказы о пророках, которые приводятся в Коране.
Все пророки и посланники вели к истине и предостерегали от заблуждения. Мусульмане не должны видеть разницы между ними, как это велел им Всевышний Аллах: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (аль-Бакара, 285).
Не видеть различия между пророками значит признавать и верить во всех них. Сообщается, что израильтяне признавали одних пророков и отвергали других. Их заблуждение достигало такого уровня, что они изгоняли некоторых пророков из своих селений или даже убивали их. Мусульмане же верят во всех пророков, которые явились до посланника Аллаха (ﷺ).
В Коране упоминаются имена 25 пророков. Среди них есть такие, которых Всевышний Аллах назвал «улю-ль-'азм» (обладатели стойкости и непоколебимости). Названы они были так по причине их бесстрашия перед выполнением возложенных на них обязанностей. Несмотря на все трудности и невзгоды, они довели до своих народов истину и заслужили вечное довольство Всевышнего Аллаха. Ученые считают, что всего в Коране качеством «улю-ль-'азм» упоминаются пять пророков: Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса. Именно в таком порядке они перечисляются в некоторых аятах, например:
«Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый завет» (аль-Ахзаб, 7).
Одним из пророков, упомянутых в Коране, является пророк Шуайб (а.с.), который был отправлен к мадьянитам. Племя мадьян находилось на юге Палестины. Они владели обширными землями, великолепными садами, вели успешную торговлю. Мадьяниты не были нуждающимися людьми, однако в жажде стать еще богаче они грабили торговые караваны, делали набеги на соседние племена, обвешивали и обмеривали людей при торговых сделках. Однако самым страшным грехом, в который погрязли мадьяниты, было поклонение ложным божествам.
Всевышний Аллах отправил к ним пророка Шуайба, который призвал их оставить многобожие, отказаться от причинения людям несправедливости и велел им совершать добрые деяния в знак благодарности за великие дары Всевышнего. Вот что говорит Коран о призыве этого пророка:
«О, мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Не обмеривайте и не обвешивайте. Я вижу, как вы благоденствуете, и боюсь, что вас постигнут мучения в Объемлющий день. О, мой народ! Наполняйте меру и весы по справедливости, не придерживайте имущество людей и не творите на земле зла, распространяя нечестие. Оставленное вам Аллахом лучше для вас, если только вы веруете, и я не являюсь вашим хранителем» (Худ, 84-86).
Мадьяниты отвергли призыв Шуайба и пригрозили ему суровой карой: «О, Шуайб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно. Мы считаем тебя слабым среди нас. Если бы не твой род, мы побили бы тебя камнями. Ты нисколько не дорог нам!» (Худ, 91).
За неверие и неблагодарность мадьяниты были уничтожены зловещим воплем. Спастись удалось лишь самому пророку и его малочисленным последователям. Самое же страшное наказание заблудший народ ждет впереди: в День суда они будут ввергнуты в адский огонь, где останутся на веки веков.
Примечательно, что когда посланник Аллаха Мухаммад (ﷺ) говорил о пророке Шуайбе (а.с.), то называл его «проповедником пророков». Это по той причине, что Шуайб отличался от других своим красноречием и умением убеждать людей.
Сообщается, что пророк Шуайб (а.с.), имя которого упоминается в Коране 11 раз, бежал со своими последователями в Мекку, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Есть разные версии того, где находится его могила. Кто-то из историков сообщает, что он был похоронен возле Каабы. Другие говорят, что он мог быть похоронен в Вираншехире, в долине Вади Шуайб (Иордания) и в Наби Шуайб (Израиль).
Islam-Today