• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Когда грех лучше, чем поклонение?

4283

Может ли грех сделать нас ближе ко Всевышнему?

Может ли грех сделать нас ближе ко Всевышнему?

Наверное, многие из вас, прочитав такой заголовок, решат, что здесь какая-то ошибка – как может грех, то есть, нарушение запрета Всевышнего, быть лучше поклонения и сделать кого-то ближе к Богу? Наоборот, грехи удаляют нас от Его милости и навлекают Его гнев. Но есть ситуации, когда грех может послужить ступенькой к духовному пробуждению и возрастанию человека. Как такое случается – об этом мы поговорим далее.

Для начала вспомним известный хадис:

«Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы вы не грешили, - если бы была община, которая не совершает грехи, Аллах уничтожил бы ее и заменил теми людьми, которые грешат и совершают покаяние. Ибо Аллах Прощающий и любит прощать людей» (Сахих Муслим).

То есть, как мы видим, Пророк (мир ему) говорит верующим о том, что иногда Всевышнему могут быть приятны и угодны люди, которые грешат, а потом совершают покаяние. Разумеется, здесь речь не идет о том, что нужно специально пренебрегать повелениями нашего Господа, намеренно отказываясь от выполнения чего-то обязательного или совершая запретное. Но поскольку человек слаб, ему свойственно периодически совершать ошибки и промахи. Если он осознает свою ошибку, раскаивается и старается исправиться, то, как следует из хадиса, Аллах прощает такого человека – поскольку Он милостив и любит прощать.

Более того, община, состоящая из таких слабых и несовершенных людей, которые нуждаются в покаянии, более угодна Богу, чем сообщество людей, которые не совершают грехи. Что здесь имеется в виду? Дело в том, что раскаявшемуся человеку свойственно смирение перед Богом, осознание собственного несовершенства, стремление к Его прощению. Он не горд, не заносчив, он не смотрит свысока на других людей. Наоборот, в нем просыпаются сострадание и милосердие к чужим недостаткам, поскольку он видит, что сам не застрахован от подобных вещей.

Исламские ученые, которые много занимались вопросами очищения сердца человека и духовного совершенствования, специально обращали внимание на этот момент. В частности, известный суфийский шейх и праведник Ибн Атаилля аль-Искандери писал:

«Грех с униженностью и потребностью в Аллахе лучше, чем поклонение вместе со славой и гордыней» («Тадж аль-Арус»).

В другой своей книге, «Аль-Хикам», он писал: «Иногда для тебя открываются врата поклонения, но не открываются врата принятия (этого поклонения). Иногда ты совершаешь грех, и это служит причиной твоего приближения к Аллаху».

Духовному росту человека могут угрожать несколько распространенных опасностей. В частности, человек, который ведет внешне благочестивый образ жизни – особенно, если окружающие его люди проявляют небрежность в соблюдении религиозных обязанностей, может впадать в гордость и самодовольство.

Он начинает считать себя особенным существом, небывалым праведником, достигшим особого положения перед Богом, начинает презирать окружающих, относиться к ним грубо и пренебрежительно, смотреть на них свысока. И вот тогда Всевышний устраивает так, что этот человек неожиданно допускает какую-то оплошность – к примеру, он пропускает намаз или нарушает пост, забывает о данном кому-то обещании, говорит неправду.

Эти ошибки показывают ему, что он – такой же слабый человек, как и окружающие его люди, и у него нет причин считать себя лучше других.

Другой ученый, имам Шаркави поясняет, почему грех иногда лучше поклонения, в комментариях на книгу аль-Искандери:

«И это потому, что поклонение порой бывает связано с бедами в искренности. Например, самодовольство этим благим поступком, опора на него, унижение того, кто не совершил такой поступок, – это всё препятствует принятию Аллахом благого поступка. А грех порой сопровождается поиском защиты у Аллаха, принесением извинений Ему, унижением себя и возвеличиванием того, кто не совершил такой грех, и тогда грех становится причиной прощения Его и получения Его милости».

Далее он пишет:

«Следует смотреть на суть вещей, а не на внешнюю форму. Если кто-то совершает поклонение, это не значит, что оно обязательно будет принято, поскольку в нем может отсутствовать искренность. Если совершается грех, это не значит, что совершивший его отвергается Аллахом, иногда грех бывает причиной приближения ко Всевышнему».

Если вы регулярно совершаете намаз и держите пост, это еще не значит, что эти ваши благие дела непременно будут приняты Всевышним. Ведь для принятия нашего поклонения необходимо правильное намерение и искренность. Если же мы совершаем все эти деяния, чтобы похвастаться своей набожностью перед другими людьми, возвеличиться перед ними, ждем похвалы за это, то эти наши благие дела ничего не стоят в глазах Бога.

Для таких людей грех бывает лучше показного и напыщенного поклонения. Раскаяние возвращает такого человека «с небес на землю», в нем пробуждается сокрушение о содеянном, смирение, искренняя нужда в помощи Всевышнего. И тогда его поклонение становится по-настоящему искренним, совершаемым ради Аллаха, а не ради самодовольства и гордости.

Есть хадис-кудси, где содержатся следующие слова Всевышнего: «Я (Аллах) – с теми людьми, чьи сердца сокрушены, разбиты ради Меня». Всевышний с теми людьми, чьи сердца чувствуют горечь, печаль, трепет ради Аллаха, из страха перед Ним.

Но если наше поклонение порождает в нас самодовольство, мы считаем, что более не нуждаемся в помощи и защите Всевышнего, поскольку живем правильно, - но грех пробуждает в нас раскаяние и нужду в Его помощи, – тогда грех гораздо лучше подобного поклонения.

Кто-то может сказать – наверное, здесь не имеются в виду какие-то тяжелые грехи, а мелкие упущения и недостатки, как лень, забывчивость, раздражительность, пустые разговоры, сплетни и им подобное. Конечно, мы говорим прежде всего, о таких недостатках – которые присущи всем людям, но из исламской истории нам известны случаи, когда люди, совершавшие тяжелые грехи – как убийство, грабеж, прелюбодеяние, становились великими праведниками.

К примеру, Фудайль ибн Ияд, великий праведник второго века по хиджре, в молодости был разбойником, наводившим страх на купеческие караваны. Впоследствии он раскаялся и стал большим ученым и праведником. Другой известный святой, Бишр ибн аль-Харис – известный по прозвищу аль-Хафи, то есть босоногий, ходивший без обуви, также в молодости вел разгульный и беспечный образ жизни, но потом обратился ко Всевышнему и стал праведным человеком.

Из сказанного, конечно, упаси Бог, не следует, что кому-то из нас следует сначала стать разбойником, чтобы потом раскаяться и оказаться праведником. Эти истории – свидетельство того, что нам не следует презирать и смотреть свысока ни на одного человека, кто знает, каковым будет конец его жизни – и нашей жизни.

Грешный человек, который потом раскаялся и обратился к Богу, будет потом всю жизнь благодарен Ему за то, что Он спас его от грешной жизни, и эта благодарность будет рождать в нем нужду в Его помощи и смирение перед Ним.

Внешне праведный человек – который никогда не совершал каких-то ошибок и упущений, может предстать перед Создателем с пустыми руками, поскольку все его поклонение было совершено не ради Его довольства, а из гордости и высокомерия.

И последний момент – который также угрожает нашей духовной жизни, - это лень и душевная спячка, когда из поклонения верующего человека уходят радость, благодарность, энтузиазм, душевный подъем. Религиозные действия становятся для него рутиной, надоевшей обязанностью, которую хочется поскорее сделать, чтобы вернуться к более интересным делам. (об этом мы уже писали ранее - Лень, устал или просто не хочется... Как ощутить радость от поклонения?).

В таком случае ошибка или оплошность также может пробудить человека от духовной спячки, вызвать в нем раскаяние – а значит, желание следить за собой, чтобы больше не совершать подобных ошибок. В таком случае грех будет лучше, чем подобное поклонение, в котором нет ничего духовного, кроме лени и скуки.

Итак, какой можно сделать вывод из вышесказанного? Искренне служащий Богу человек познается по результатам его поклонения – если его поклонение рождает в нем смирение перед Всевышним, нужду в Его помощи и любовь к Нему, значит, это поклонение было правильным и искренним.

Но если поклонение не рождает в душе человека ничего кроме скуки, либо порождает черствость сердца, высокомерие и самодовольство, такое поклонение ничем не лучше греха. Поэтому Господь иногда допускает, чтобы такой – духовно спящий, человек совершил какой-то грех, чтобы пробудить его от лени, от гордости, от эгоизма, внушить ему смирение и искренность.

Анна Кобулова

Также по этой теме читайте: 

Как победить заклятого врага? Советы Пророка Мухаммада (мир ему)

Как победить заклятого врага? Советы Пророка Мухаммада (мир ему)

Простит ли Всевышний человека, который всегда совершает грех?

Простит ли Всевышний человека, который всегда совершает грех?

“У каждого из нас есть свой шайтан..." Можно ли его победить?

“У каждого из нас есть свой шайтан..." Можно ли его победить?

Комментарии

Яндекс.Метрика