Какой аят заставил людей пересмотреть отношение к сиротам?
فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَى قُلْ إِصْلاَحٌ لَّهُمْ خَيْرٌ وَإِنْ تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ الْمُفْسِدَ مِنَ الْمُصْلِحِ وَلَوْ شَاء اللّهُ لأعْنَتَكُمْ إِنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ (220)
«(…чтобы вы размышляли) над этим миром и миром вечным (и выбрали то, что действительно полезно для вас, отказавшись от того, что приносит вред). (О Мухаммад) тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините (их средства со своими), то они же – ваши братья (а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща). Аллах знает, кто вредит, а кто приносит пользу. Если бы Аллах пожелал, то поставил бы вас в более трудное положение. Поистине, Аллах – Могущественный, Мудрый»» (Бакара, 220).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: «После того, как были ниспосланы аяты: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (аль-Анам, 152; аль-Исра, 34) и «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (ан-Ниса, 10), все опекуны сирот отделили пищу сирот от своей пищи.
Иногда бывало так, что еда сирот хранилась отдельно до тех пор, пока не портилась. В этом случае еду и продукты, принадлежавшие сиротам, опекуны не смешивали со своей едой и хранили ее отдельно, пока сирота не съест ее, или пока она не испортится. Однако людям было тяжело смотреть на это (как пропадают и портятся продукты), и они, придя к посланнику Аллаха ﷺ, объяснили ему ситуацию. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «(О, Мухаммад) тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините (их средства со своими), то они же – ваши братья (а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща). Аллах знает, кто вредит, а кто приносит пользу. Если бы Аллах пожелал, то поставил бы вас в более трудное положение. Поистине, Аллах – Могущественный, Мудрый»» [Абу Давуд, Васайа, 7, хадис № 2871; Насаи, Васайа, 11, хадис № 3667, 3668].
В другом риваяте, также переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Когда был ниспослан аят «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (ан-Ниса, 10), т.е., кто являлся опекуном сирот, придя в свои дома отделили свою еду и питье от еды и питья сирот. Если же оставалась лишняя еда или продукты, принадлежавшие сиротам, то их не съедали, а откладывали и хранили.
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что арабы были очень щепетильны и внимательны в том, что касалось сирот, они никогда не ели из той же посуды, из которой ел сирота, не садились верхом на верблюда, принадлежавшего сироте, и не использовали слуг, которые прислуживали сиротам. Однажды они пришли к посланнику Аллаха ﷺ и спросили его об этом. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «(О, Мухаммад) тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините (их средства со своими), то они же – ваши братья (а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща)».
В риваяте, переданном от Даххака, более подробно раскрывается причина, по которой к посланнику Аллаха ﷺ люди с вопросами о сиротах: «После прихода ислама у некоторых опекунов ухудшилось финансовое положение, и они стали нуждаться в имуществе сирот, над которыми у них была опека. По этой причине они пришли к посланнику Аллаха ﷺ спросить о положении сирот, и о том, можно ли их имущество смешивать со своим имуществом. В связи с этим Аллах Всевышний ниспослал аят «(О, Мухаммад) тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините (их средства со своими), то они же – ваши братья (а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща)» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/216-218).
Что же касается тех сахабов, кто спрашивал посланника Аллаха ﷺ о положении сирот, то по этому поводу существует два риваята. В соответствии с первым риваятом, переданным Мукатилем, этим сподвижником был Сабит ибн Рифаа. В соответствии со вторым риваятом, переданным от Абу Сулеймана ад-Димашки, этимм сподвижником был Абдуллах ибн Раваха (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/244).
Автор: Islam Today