Какие черты характера не могут оказаться в мусульманине одновременно?
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Али Имран», 3:180)
Наша религия Ислам требует от нас некоторых материальных затрат, таких как закят, и таким образом устанавливает наши обязанности по отношению к окружающим нас людям. Забота о членах своей семьи, оказание посильной материальной помощи родственникам, соседям, нуждающимся и сиротам – вот лишь некоторые из этих обязанностей.
С этой точки зрения, в Исламе запрещены как расточительство, так и скупость. Скупость – это нежелание расходовать свои средства там, где этого требуют религиозные и моральные установления. Выражаясь иначе, неразумное расходование средств не по назначению – это расточительство; нежелание расходовать средства, когда это нужно, – это скупость; а расходовать средства в меру и по назначению – это щедрость. Скупым называют человека, который забывает, что настоящим хозяи-ном всего его богатства является Аллах, и не хочет отдавать часть своего имущества нуждающимся людям. Скупые люди проявляют жадность, отказываясь расходовать предоставленные им Аллахом средства на нужды людей, и тем самым наносят вред не только себе, но и своим семьям и всем окружающим. Потому что нуждающиеся имеют право на часть этих средств (Меаридж, 70:24-25). И этот долг должен быть возвращен своим хозяевам.
В приведенном аяте указывается на такое положение и сообщается, что богатство, накопленное путем отказа от помощи другим, не принесет добра своему хозяину, что такого скупого человека ждут горькие итоги и в этом мире, и в ахирате.
Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил: «Есть две черты характера – скупость и плохой нрав, которые никак не могут оказаться в одном му’мине одновременно» (Тирмизи, “Книга благодеяний”, 41). Тем самым он заявил, что у мусульман не должно быть скупости и плохого нрава. А в другом хадисе он сказал: «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему средства! ” − а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели!”» (Бухари, “Книга закята”, 27).
А еще наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сообщил, что жадные люди далеки от Аллаха, удалены от Рая, оторваны от людей, но очень близки к Аду (Тирмизи, “Книга благодеяний”, 40). В своих хадисах он обратил внимание на те социальные кризисы, к которым может привести человеческая жадность: «Опасайтесь проявлять жадность. Потому что жадность привела живших до вас людей к гибели, доведя их до того, что они стали резать друг друга и растоптали все неприкосновенные права» (Муслим, “Книга благодеяний”, 56). Он искал защиты у Аллаха от любых проявлений скупости и жадности и от всех мировых катастроф, к которым они могут привести (Бухари, “Книга джихада”, 74). Ведь если богатые не будут отдавать закят, налоги, не будут оказывать социальную помощь бедным, это пиведет к росту зависти и недовольства последних. Так нарушится порядок в обществе.
Тех же, кто умеет обуздывать свою жадность, исправно выполняют возложенные на них обязанности, ждет совершенно другой итог. Они добьются спасения (Хашр, 59:9; Тагабун, 64:16). Поделившись с нуждающимися частью своего капитала, они исполнят свой долг перед ними. Любовь и симпатии простых людей будут на их стороне. И они добьются довольства Аллаха.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.