• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какая ду'а поможет мусульманину победить свой нафс?

Время чтения: 4 мин
46195

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный» (сура «Йусуф», аят 53)

Пророк Йусуф (а.с.) доказал перед правителем Египта свою невиновность и добился оправдания. А жена визиря была вынуждена признать безвинность благочестивого Йусуфа и что истинной виновницей произошедшего была она сама. Однако вместе с тем Йусуф (а.с.) говорит, что он мог оказаться побежденным своим нафсом, если бы не помощь Аллаха. Таким образом, в этом кораническом аяте речь идет о темной стороне души – нафсе, который безостановочно старается ввергнуть нас в бездну греховности. Насколько опасен невидимый враг, настолько серьезную опасность представляет собой и необузданная душа. Ведь нафс не похож на какого-нибудь врага, вставшего на нашем пути и пожелавшего сделать нам зло.

С таким врагом можно было бы бороться, оказывать ему физическое сопротивление. Нафс опасен тем, что он заключен в нас самих, составляет часть нашей натуры. Кто же из нас может быть полностью защищен от этого скрытого врага, который пристал даже к посланнику Аллаха Йусуфу (а.с.)? Хорошо, а нельзя ли устранить эту опасность? Конечно же, можно. Вот этот аят является для нас руководством в вопросе о противостоянии злу, исходящему из нашей собственной души, из нафса.

У каждого из нас есть душа, и у каждой души есть природные потребности. Однако мы не должны удовлетворять эти душевные потребности не разрешенными в религии путями. Так, свое пропитание мы должны добывать, трудясь в поте лица, а сексуальные потребности удовлетворять, женившись, заключив никах. Естественно, иногда у человека могут возникнуть страстные желания, которым трудно противостоять. Ведь это часть того испытания, которому подвергает нас Господь в нашей земной жизни.

Однако вот что важно: насколько мы сумеем сопротивляться вожделениям своего нафса, настолько защитим свое достоинство. Ведь порядочный человек вовсе не тот, в душе которого никогда не пробуждаются нехорошие наклонности. Действительно достойным является тот, кто борется со своей похотью и не поддается низменным страстям. Не случайно в одном хадис-шарифе говорится, что пожелавшему совершить зло, но не совершившему его, у Аллаха запишется одно воздаяние (Дарими, «Книга смягчения сердец», 70).

А с другой стороны, в другом хадисе наш Пророк (ﷺ) называет беспомощными тех, кто проживают свою жизнь, потакая своей похоти и следуя низменным желаниям своего нафса, а затем просит у Аллаха спасения. Также он говорит о том, что разумно действуют те, кто умеет обуздывать свои страсти и прилагает усилия ради того, что ждет нас после смерти (Тирмизи, «Глава об особенностях Судного дня», 25).

Так вот, наша способность успешно бороться с окутавшими нашу душу страстями зависит только от помощи великого Создателя. Пророк Йусуф (а.с.) тоже с помощью Господа смог освободить свою душу от низменных страстей. Так он молился своему Господу:

«Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд» (сура «Йусуф», 12:33).

Мы также не должны стесняться признавать, что без помощи Аллаха не смогли бы успешно бороться с отрицательными наклонностями своей натуры, как это делал пророк Аллаха Йусуф (а.с.).

Тем, кто испытывает затруднения в противостоянии своему нафсу, наш Пророк (ﷺ) советовал читать такую молитву-дуа: «О Аллах! Я надеюсь на Твою милость, не оставляй меня ни на мгновение наедине со своим нафсом…» (Абу Дауд, «Книга приличий», 100-101). Он также обращал наше внимание на то, что в данном вопросе мы все нуждаемся в помощи нашего великого Господа.

Несомненно, что наша натура сотворена склонной и к праведности, и к порочности (сура «Шамс», 91:8). Наша человеческая природа время от времени неизбежно толкает нас под воздействие плохих чувств и страстей. Пристрастие к земным богатствам и чинам, чувственные желания в определенной степени естественны в каждом из нас. Но ради удовлетворения этих желаний нельзя переходить границы запретного, нельзя поддаваться похоти. Ставить перед ними препятствия трудно, но возможно. Сила нашей воли, наша решительность должны проявиться именно в этой борьбе. Вот эта наша воля к борьбе с собственным нафсом придаст нам настоящего достоинства и поможет достичь довольства Аллаха.

Пророк милости (ﷺ) говорил, что самый трудный джихад ведет тот, кто борется с собственным нафсом. (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 6/21). Однако если наша решительность в борьбе против собственного нафса принесет положительный результат, то надо помнить, что это стало возможным исключительно благодаря милосердию Аллаха, как об этом сказано в аяте: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (сура «Ниса», 4:79). С осознанием этого будем стараться почаще произносить следующее дуа: «…О мой Аллах! Дозволь моей душе выстоять против всякого зла и очисти ее от грехов, ибо только Ты можешь ее очистить. Ты ‒ ее друг и покровитель, о мой Аллах!..» (Насаи, «Глава о том, как прибегать к защите Аллаха», 13).

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle