Как записывались аяты Корана во времена Пророка ﷺ?
Фото: Ислам-Тудей.
При Пророке ﷺ присутствовали писари, которые сразу же записывали ниспосланное в свитки и листы, зачастую из пергамента, листьев, реже из досок и пальмовых ветвей. Посланник Аллаха ﷺ, как только приходило откровение, диктовал его сподвижникам и сообщал о том, в каком месте какой суры оно должно находиться.
Они вели запись даже в те времена, когда ислам существовал тайно, и сподвижники заучивали Коран со свитков в своих домах. Такое обучение язычники в то время называли бормотанием. Это следует из хадиса о происшествии между ‘Умаром, его зятем и сестрой.
Арабы, как правило, записывали важные для себя вещи, какие-то прекрасные поэмы и красноречивые выступления. Свидетельством этому служат поэмы, которые вывешивали, а также тот свиток, который съели термиты.
Главная драгоценность мусульман: путь сохранения Корана
Многие из сподвижников владели письмом. Анас ибн Малик говорил: «Эти хадисы я услышал от Посланника Аллаха ﷺ, записал и показал ему».
Многие из их числа записывали заученные аяты в свитки и показывали их Пророку ﷺ. Из них он выбрал сподвижников, которые должны были записывать откровение и обладали достаточными для этого навыками арабского письма. Это были ‘Али, ‘Усман, ‘Умар, Зайд ибн Сябит, Ибн Мас‘уд, Анас ибн Малик, ‘Абдулла ибн Салям и др.
Посланник Аллаха ﷺ немедленно начинал им диктовать ниспосланное откровение, после чего они зачитывали ему записанное, а он утверждал. Таким образом, Коран при жизни Пророка ﷺ был полностью записан в отдельные свитки. Эти свитки для них были ценнее их самих, они были для них любимее и милее всего. На это указывают хадисы, переданные нами и сообщающие об их соперничестве в стремлении сохранить эти свитки. А иногда они посредством этих свитков искали благословение (табаррук).
Фото: Steve Barze / shutterstock.com.
Это является доказательством того, что уже во времена Пророка ﷺ он был составлен именно в этом известном порядке, заучен наизусть и записан. Это подтверждается хадисами на данную тему.
Сподвижники верили, что именно в нем (Коране – прим.) заключено их величие, он является основой их религии и шариата, он приближает их к Аллаху. Поэтому они прилагали все свои усилия для того, чтобы его сохранить.
Поэтому было бы абсурдно полагать, что они могли быть небрежными в заучивании, записи и составлении в порядке, указанном Пророком ﷺ.
Муса Бигиев «История Корана и свитков»