Как раньше мусульмане справляли новый год?
Наверное, многих удивило название этой статьи, однако речь пойдёт не о светском, а об исламском новом годе. У мусульман основным календарём считается летосчисление по хиджре, которое ведётся от даты переселения (хиджры) Пророка ﷺ и первых мусульман из Мекки в Медину (16 июля 622 года н.э.). С этим календарём связаны многие виды поклонений мусульман. В Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия...» (сура «Ат-Тауба», аят 36).
И, как сказано в аяте, Аллах установил 12 месяцев в году, который начинается с месяца Мухаррам и заканчивается месяцем Зуль-Хиджа. Четыре из них являются почётными перед Всевышним и запрещёнными для войны. Мухаррам – это и первый месяц нового года по Хиджре и первый месяц из почётных, запретных месяцев.
Во времена правления Османской Империи с наступлением Мухаррама поэты писали стихи, касыды, посвящённые известным радостным и печальным событиям этого месяца. Эти стихи, касыды называли «мухаррамие». Среди предлагаемых падишаху стихов были и те, что несли смысл новогодних поздравлений-табрик (от слова «баракат» – благословение) с пожеланиями благословений в новом году, и содержащие молитвы Аллаху, чтобы месяц Мухаррам был полон блага для уммы Пророка ﷺ.
Падишах раздавал милостыню и бакшиш (подарки). Эта традиция также называлась «Мухаррамие». Сподвижник Пророка ﷺ ‘Абдулла ибн ‘Амр ибн аль-’Ас передал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто постится в 10 день Мухаррама, подобен тому, кто постился на протяжении всего года. А тот, кто даёт милостыню в этот день, подобен тому, кто давал милостыню на протяжении года».
Скоро наступает месяц Мухаррам: в чем его значимость и особенность?
Однако встреча нового года у мусульман никогда не имело роскошной церемониальности. И всегда была в границах, подобающих верующим. Ведь мухаррам является ещё и месяцем, когда любимый внук Пророка ﷺ пал мученической смертью в землях Кербелы. По этой причине, в память об этом событии, в первые 10 дней этого месяца азан для полуденного намаза читался в макаме Хусейни (макам – интонационно-мелодическая позиция). Большинство стихов мухаррамие также были посвящены хазрати Хусейну (да будет доволен им Аллах).
Они, как правило, состояли из макталей и марсие. Мактали – это стихи, рассказывающие о болях и мучениях. В марсие же рассказывалось об издевательствах над Хусейном и ахли бейтом – семейством посланника Аллаха ﷺ. Марсие были полны не только рассказами о нанесённых оскорблениях, но в них высказывалась и обида в отношение тех, кто причинил им столько зульма (притеснений).
Среди народа особо чтился 10-й день Мухаррама или день ‘Ашуры (слово «‘Ашура» от арабского «десятый»), и народ Анатолии, желая получить свою долю блага из этого дня, готовил специальное одноимённое блюдо «’Ашуру» и угощал им всю округу. Это деяние не является частью Сунны, но раздача милостыни и угощений из почтения к этому дню не является порицаемым.
В преданиях хазрати Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится: «День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ. Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал поститься другим. После установления обязательного поста в месяц Рамадан, он ﷺ сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься в ‘Ашура, а кто не желает, тот может не поститься» (Бухари, 2003, Муслим, 1130).
В первые годы ислама пост в день ‘Ашура был обязательным и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.
Во времена джахилйи (доисламский период) мекканцы сменяли покрывало каабы – кисву именно в этот день. И тогда же соблюдали пост. Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Я ближе к Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост остальным» (Бухари, 3397).
Некоторые из учёных ислама сделали заключение, что после обязательного поста в месяце Рамадан, пост в день ‘Ашура является мустахабом (весьма желательным). В одном из хадисов говорится, что «Тому, кто будет поститься в день ‘Ашура, простятся грехи одного года» (Муслим, 2803). Однако, чтобы не уподобляться иудеям, пророк велел соблюдать пост два дня подряд, с одним днём до или с одним днём после дня ‘Ашуры.
Умма Мухаммада Мустафы ﷺ всегда проявляла свои любовь и трепет в отношении всего, что связано с её религией. Основанные на Коране и Сунне традиции, являются свидетельством этой духовной, сердечной связи. И пока они соблюдаются, и столь высоко почитаются даже второстепенные виды поклонений, будущее ислама – в надёжном положении. Ведь верность традициям – уверенность в будущем…
Айна Замаева