Вероучение

Скоро наступает месяц Мухаррам: в чем его значимость и особенность?

13556

Новый год по Хиджре

Новый год по Хиджре

Мухаррам – первый месяц мусульманского календаря, который в этом году начинается 11 сентября. Он также является одним из четырех запретных месяцев, упомянутые в Коране.

Можно выделить 3 особенности относительно месяца Мухаррам:

 - этот месяц является началом мусульманского летоисчисления;

 - месяц Мухаррам занимает особое место в жизни пророков, также в этот месяц мученической смертью умер имам Хусейн, его смерть является одним из самых трагических эпизодов в истории ислама; 

 - в месяце Мухаррам сунной является соблюдение поста.

1. Начало мусульманского летоисчисления по Хиджре.

В истории Ислама мусульманский календарь начинается с месяца Мухаррам. Он был установлен в период правления халифа Умара (мир ему). В Священном Коране сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе...» (Сура «Покаяние», 9/36).

Пророк (мир ему) говорил: «Шахруллахи’ль-Мухаррам - Мухаррам – это месяц Аллаха». Это месяц бараката и щедрости Всевышнего. На самом деле это понятие является относительным, поскольку нет ни дня, ни месяца или года, в которым бы Аллах не проявлял милости и щедрости по отношению к своим рабам. Однако, как передавал Пророк Мухаммад (мир ему), это время предоставляет нам особую возможность заслужить  награду Создателя.

2. Смерть Хусейна, второго сына Али и Фатимы (мир им).

Месяц Мухаррам занимает особое место и в жизни пророков. Сперва в истории пророка Адама (р.а.), затем Нуха (р.а.), Ибрагима (р.а.), Мусы (р.а.), Дауда (р.а.), Йакуба (р.а.), Йусуфа (р.а.), Эййуба (р.а.), Йунуса (р.а.) и Исы (р.а.). В этот месяц пророки (мир им) удостаивались особых благословений, избавлялись от каких-либо трудностей. В этот месяц также произошло одни из самых трагических смертей в истории ислама – гибель имама Хусейна.

3. Пост.

Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Однажды наш Пророк (мир ему) приказав совершить хиджру в Медину, узнал, что иудеи, живущие там постились.

«Что за пост вы держите?» - поинтересовался Пророк (мир ему).

На что иудеи ответили: «Сегодня день, когда Муса освободился от врагов. Говорят, что Пророк Муса (мир ему) в этот день постился, вот и мы держим пост в этот день в качестве благодарности».

На что Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Мы ближе к сунне Пророка Мусы (мир ему), чем вы, и являемся обладателями права по соблюдению поста». Сказав это, Пророк (мир ему) приказал держать в этот день пост. (Абу Давуд, «Саум», 64)

В то время пост в месяц Рамадан не был фардом, но однако на следующий год, пост в Рамадан стал обязательным для всех мусульман, а пост в месяц Мухаррам стал постом-мустахабом, то есть, соблюдение его остается на усмотрение самого мусульманина.

Отличие дня Ашура у мусульман

В риваяте Ибн Аббаса передается, что для того, чтобы не походить на иудеев и не сеять путаницу, мусульмане, стали держать пост за день до и после самого дня Ашура. Таким образом, они постились в течении трёх дней.

Ни пророки, ни сподвижники, ни имамы мазхабов и муджтахиды, и даже исламские учёные не заявляют о необходимости соблюдения поста в первые 10 дней месяца Мухаррам.

Не забывайте, что Пророк (мир ему) сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте одного дня – искупление грехов целого года.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle
Home