Как ошибочные намерения губят самые лучшие деяния
Существует притча про больного муравья, который собрался в хадж. Все начали смеяться над ним и говорить: «Куда же ты пойдешь в таком состоянии?» На что он им ответил: «Важно, что я выйду в путь, а дойду или нет, это уже от Аллаха».
В данной притче показана значимости наших намерений. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) поведал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Намерение верующего более благое, нежели его деяние». Следовательно, намерение человека имеет куда большее значение нежели его поступки. С одной стороны, это проявление милости Всевышнего Творца, когда за благое намерение, которое не смогло воплотиться в жизнь по тем или иным причинам, человек получает саваб.
Однако, с другой стороны, все ли наши намерения благие? И может ли намерение спасти человека в тяжелый час Страшного суда?
Намерение - 1/3 деяния
Большинство ученых склоняются к мысли, что намерение составляют одну третью часть в деяниях человека. Неважно, сказано это словами или сделано руками, намерение составляет именно эту часть. В некоторых случаях намерение может быть поклонением, как сказал один богослов: «Намерение это душа, а душой этой души является ихлас (искренность)». То есть намерение это словно душа, которая невидима глазу человека, однако без нее невозможна жизнь.
Имам Газзали в своем произведении «Улум ад-Дин» сказал по этому поводу следующее: «Тот кто использует благовония ради довольства Аллаха, то в Судный день он будет источать приятный запах, а тот кто использует благовония с намерением не связанных с довольством Аллаха (с целью самовосхваления или привлечения чужого внимания), то в Судный день будет источать вонь хуже падали».
Как видим из слов великого ученого, одно и то же действие благодаря намерению может повлечь за собой либо великую награду, либо большое наказание.
Во время сражения при горе Ухуд один из воинов по имени Кузман сражавшийся в рядах мусульман выделялся своим бесстрашием. Он убил много врагов, вызывая восхищение среди воинов Ислама. В итоге получив тяжелое ранение, он погиб. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал про него: «Среди людей есть те, которые совершают поступки свойственные обитателям Рая. Однако благодаря своим намерениям они являются обитателями Ада».
В действительности Кузман сражался лишь за свое имущество, а не за веру или довольство Аллаха. То есть мирское благо для него было более важным.
Были и те, кто, приняв Ислам, перед самим сражением испили чашу храбрости и погибли на пути Аллаха. Так, например Амр бин Сабит (да будет доволен им Аллах), принявший Ислам перед сражением при Ухуде, погиб во время боя, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о нем: «Он совершил мало деяний, но многого достиг».
Хотелось бы, чтобы намерения, играющие в нашей жизни решающую роль и определяющие наше будущее, были такими же светлыми, какими мы порой хотим казаться в своих поступках и деяниях, чтобы невидимое глазу других намерение стало причиной больших достижений.
Islam-Today