• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как определяется достоверность и слабость хадиса?

Время чтения: 8 мин
17736

Достоверность хадиса у хадисоведов (мухадисов) и у ученых исламского права (муджтахидов) два разных определения. В этом предложении нас интересуют две вещи:

  • Достоверность хадиса в терминологии мухаддисов;
  • Достоверность хадиса в терминологии муджтахидов;

То есть, далеко не каждый «достоверный» хадис в терминологии мухаддисов является «достоверным» в терминологии муджтахидов. И далеко не каждый достоверный хадис в терминологии муджтахидов является «достоверным» в терминологии мухаддисов.

Иногда бывает, что если хадис совпадает с общепринятыми правилами Шариата, муджтахид поступает в соответствии с ним, несмотря на то, что в цепочке передатчиков которого есть неуверенность, используя при этом дополнительную информацию. В терминологии муджтахидов совокупность дополнительной информации с общепринятыми правилами Шариата делают «слабый» хадис «достоверным».

Разветвление «достоверности» хадиса на действия по нему.

«Кто объединит, без какой-либо уважительной причины два намаза, тот подошел к одной из дверей больших грехов» (Ат-Тармизи). В цепочке передатчиков есть человек по имени «Ханбаш Али ар-Рахби» и по мнению обладателей знаний, он «слабый» передатчик. Но не смотря на это, ученые поступают по нему. Имам ас-Суюти (р.а.) же сказал, что этим примером имам ат-Тармизи (р. а.) указал на то, что слабый хадис был подкреплен мнением ученых и на то, что действие ученых в соответствии с данным хадисом говорит о его достоверности.

В решениях о постановлении Шариата «слабый» хадис доводом не является, но его можно использовать в качестве мотивации к совершению благих деяний.

Имам Шамсуддин ас-Сахафи (р. а.) говорит: «Слабый хадис в Шариате доводом не является. Если же у такого хадиса есть много цепочек передатчиков, либо люди непрерывно поступали по нему в каждом поколении, либо этот хадис совпадает с другими достоверными хадисами, то можно приводить их в целях побуждения к совершению благих деяний».

Что подразумевается под определением «слабый хадис»?

Когда хадис не проходит все условия «достоверности» по терминологии мухаддисов, то его называют «слабым». Но та информация, которую несет «слабый» хадис, еще не говорит о том, что эта информация не соответствует действительности, связывая ее с данными полученными в результате наблюдений.

Часто бывает так, несмотря на то, что хадис прошел все условия достоверности по терминологии мухаддисов, но имам муджтахид опираясь на данные, полученные в результате наблюдений, не поступал в соответствии с ним. Причины способствующие оставить «достоврный» хадис следующие:

  • Либо этот хадис противоречит «хукму» указанному в Коране.
  • Либо этот хадис приводит к количественному увеличению «хукма», предписанного Аллахом в Коране.
  • Либо этот хадис приведен лишь один раз, не смотря на то, что потребность в этом хадисе была намного больше.
  • Либо этот хадис приведен только одним человеком, несмотря на то, что в той ситуации присутствующих было гораздо больше.
  • Либо употребление этого хадиса на практике заключает в себе повтор отмены.
  • Либо есть другой «достоверный» хадис, но противоречащий смыслу первого хадиса.
  • Либо этот хадис был растолкован и отклонен от прямого понимания текста в целях объединения доводов.
  • Либо целые поколения ученых оставили его.
  • Либо деловые отношений между людьми позволили оставить его. Например, хадис об «издольщине».
  • Либо сахаба, который передал этот хадис, не поступал в соответствии с ним.
  • Либо причина, способствующая «хукму» хадиса иссякла. Например, выплата денег из закята для не мусульман за их содействие мусульманам в начале Ислама.
  • Либо «хукм» был основан, учитывая состояние и традиции жителей города или народа, и он иссяк. Например, хадис «не запрещайте рабыням Аллаха ходить в мечети».
  • Либо поступок по хадису приведет общину к сильным затруднениям в религии. Например, хадис о «сомнительном».
  • Либо поступок по хадису приведет общину к смуте. Например, хадис об «изгнании прелюбодея на год из местности»
  • Либо если хадис относится к определенному времени или людской привычке, как хадис о «сне между утрешними суннат и фард намазами».
  • Либо указанный поступок в хадисе заключался в определенной нужде, не преследуя при этом законодательной цели. Например, «чтение Корана вслух в зухр намазе» или «чтение Умара (р. а.) дуа кунут вслух».
  • Либо целью переданных слов в хадисе не являлось установление закона Шариата.

Нет сомнения в том, что «достоверность» хадиса в терминологии мухаддисов не достаточен для применения его на практике муджтахидом.

Муджтахиды общины из числа сахабов не поступали в соответствии с некоторыми хадисами, давая предпочтение другим хадисам.

Например, Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) оставил хадис, который передал Аммар (да будет доволен им Аллах) о «таямуме оскверненного», при этом сказав: «Побойся Аллаха, о Аммар». Также Умаром (да будет доволен им Аллах) был оставлен хадис, который передала Фатима бинта Кайс (да будет доволен ею Аллах), о «Необязательности предоставлении финансовых средств и жилья для окончательно разведенной женщины» в течении «идды», сказав: «Мы не оставим Книгу Аллаха и Сунну его Пророка из-за слов женщины, о которых мы не знаем, запомнила ли она их от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) или забыла.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) также не последовал хадису Аммара (да будет доволен им Аллах) «о таямуме оскверненного», сказав, обращаясь к Абу Мусу аль-Ашари (да будет доволен им Аллах): «Неужели ты не выидел, что Умара (да будет доволен им Аллах) эти слова не убедили».

Аиша ас-Сиддыка (да будет доволен ею Аллах) не согласилась с хадисом, который передала бинта Кайс (да будет доволен ею Аллах) «О необязательности предоставления финансовых средств и жилья для окончательно разведенной женщины» в течении «идды», сказав: «что случилось с Фатимой! Неужели она не боится Аллаха?!».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не согласился с хадисом, переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) «о необходимости обновления тахарата после использования того, до чего дотронулся огонь» сказав: «Неужели нам необходимо брать тахарат после использования нагретого масла или горячей воды»?

Муавия (да будет доволен им Аллах) не согласился с хадисом преданным Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах) «О том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) во время обхода Каабы прикладывался только к двум углам»

Также многие известные сахабы (да будет доволен ими Аллах) не поступали в соответствии с хадисом «О необходимости тахарата после употребления в пищу верблюжьего мяса».

Имам Малик ибн Анас (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Поступки сподвижников, которых мы застали, более достоверны, нежели хадисы, которые дошли до нас. Его ученики же говорили, что фраза «мне передал тот-то от того-то» - очень слабая для довода.

Большое количество ученых из числа табиинов, когда до их сведения доводили те или иные хадисы, противоречащие их доводам, говорили: «Нам это известно, но поступки сахабов на практике противоречат этому».

Абу Бакр ибн Джарир (да смилуется над ним Аллах) в ответ на слова своего брата: «Почему ты не ответил в соответствии с таким-то хадисом?» отвечал так: «Я не видел, чтобы кто-то из сахабов поступил также».

Хадис, заслуживший степень достоверности у мухаддисов еще не обязывает муджтахида поступать в соответствии с ним.

Для разумного человека ясно, без разницы согласен он с мазхабом или нет, что хадис, заслуживший степень достоверности у мухаддисов еще не обязывает муджтахида поступать в соответствии с ним. Наоборот это не возможно, так-так существует множество достоверных хадисов по смыслу противоречащих друг другу. Для того чтобы муджтахид поступил по хадису он должен соответствовать перечисленным условиям. Из этого следует, что если муджтахид по какой-то причине оставил хадис, значит это не его мазхаб (школа).

Имам аз-Заркани (да смилуется над ним Аллах), сказал: «Если стало известно о том, что до имама муджтахида хадис не дошел, то утверждение, что достоверный хадис – его хадис, - неверное, как и если он до него дошел, а имам муждтахид не поступил в соответствии с ним, основываясь на других доводах.

  • Утверждающий человек должен обладать глубоким пониманием текстов хадисов, в цепочке передатчиков, вариантах аргументирования, извлечении из хадисов «ахкамов» и в других связанных с хадисами науках. Ему нужно будет освоить четыре нелегкие дисциплины, причем одна сложнее другой.
  1. Знание о передатчиках хадисов, их уровня памяти и доверия, правдивости; причин доверия либо недоверия к ним тех или иных ученых, причины их обвинения, знание их имен и кличек, их родословную, их дни рождения и дни смерти и многое другое из необходимых наук. Человек, после изучения перечисленного, всего лишь может сказать о хадисе, что он «достоверный», «хороший», «благой», «имеющий недостатки», «неверный», «затруднительный», «неполный», «посланный», либо «связанный».
  2. Необходимо глубокое знание текста хадисов во всех источниках и знать различные цепочки их передачи. Он должен уметь различать хадисы по степени их известности и распространенности. И после изучения перечисленного он может оценить хадис по известности.
  3. Он должен знать и уметь раскрывать скрытые недостатки в тексте и цепочке передачи хадисов. Но этих знаний никто уже много веков не достигал. После того, как он постигнет эти три степени знаний, ему можно будет говорить о достоверности того или иного хадиса по терминологии мухаддисов. Это есть самая высшая степень хадисоведов, которые не достигших степени иджтихада.

Перешагнуть эти три уровня, слепо следуя словам авторов «шести» достоверных книг или авторам книг об «именах передатчиков хадисов», и утверждать о личном иджтихаде, приравнивая этим себя к имамам муджтахидам - большая несправедливость. Это отклонения от пути тех, кто отрицает правильность следования четырем мазхабам. Ни в аяте Корана, ни в хадисе не было упомянуто, что сказанное имамом аль-Бухари или кем-то другим из хадисоведов о «достоверности» или «слабости» того или иного хадиса, соответствует истине. Или то, что сказано о доверии и недоверии тому или иному передатчику хадиса шейхом аз-Захаби ил шейхом аль-Аскалани, соответствует истине.

Если кто-то считает, что следование имаму муджтахиду, который обладал намного большими знаниями, чем любой их хадисоведов – это заблуждение. Как же он может считать правильным следование тем мухадисам, которые сами следовали одному из четырех мазхабов, особенно в вопросах «достоверности» и «слабости» того или иного хадиса?

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle