Как лучше давать милостыню: скрыто или явно?
«(О, Мухаммад! Скажи тем, кто спрашивает: «Как лучше давать милостыню: скрыто или явно?») Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете (ее) и отдадите бедным, так будет лучше для вас. И Аллах простит вам часть грехов. Аллах знает обо всем, что вы делаете» (Аль-Бакара, 271).
Из этого аята следует, что лучше давать милостыню тайно, чем открыто, потому что благое дело, совершенное втайне, дальше от показного, кроме случаев, когда в открытом благодеянии будет определенная польза: например, призыв к людям поступать так же. В этом случае помогать открыто лучше, однако в своей основе скрытая милостыня лучше публичной (Ибн Касир).
Ибнус-Саиб говорил: «Когда был ниспослан аят: «И что бы вы ни потратили, какой бы обет ни дали, – поистине, Аллах знает об этом. И для злодеев не будет помощников» (Аль-Бакара, 270), сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Что лучше, милостыня, поданная тайно, или милостыня, поданная открыто?», в ответ на это и был ниспослан этот аят» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/325].
Актуально! Читайте также: Две стороны милостыни
В риваяте, переданном по каналу отца Ибн Абу Хатима от Амира аш-Шаби, по поводу аята «Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете (ее) и отдадите бедным, так будет лучше для вас» он говорил следующее: «Этот аят был ниспослан по поводу Абу Бакра и Умара. Умар принес половину своего имущества и передал его (в качестве пожертвования на пути Аллаха) посланнику Аллаха (с.а.с.).
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у него: «О, Умар! Что ты оставил своей семье?». Умар ответил: «Половину своего имущества». Абу Бакр же, стараясь скрыть это даже от самого себя, передал (в качестве пожертвования на пути Аллаха) посланнику Аллаха (с.а.с.) все свое имущество.
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у него: «О, Абу Бакр! Что ты оставил своей семье?». Абу Бакр ответил: «Я оставил своей семье то, что обещал Аллах и Его посланник». Услышав это, Умар заплакал, а затем сказал: «О, Абу Бакр! Когда бы я ни пытался соревноваться с тобой в совершении благих деяний, ты всегда обходил меня» [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 1/477-478].
В соответствии с риваятом, переданным Абдуррахманом ибнуш-Шурайхом, он слышал, как Язид ибн Аби Хубайб говорил: «Аят «Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете (ее) и отдадите бедным, так будет лучше для вас» был ниспослан по поводу раздачи садака нуждающимся иудеям и христианам» [Табери, Джамиуль-Байан, 3/62].
Автор: Islam Today