Избранные Аллахом... О каких людях говорится в суре "аль-Фатир"?
“Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость”. (Сура Фатыр, аят 32)
Аллах сказал: “Потом Мы дали Писание”, это значит: “Мы открыли тебе Коран, а потом решили, что он будет унаследован теми, кто будет после тебя”.
“тем из Наших рабов, которых Мы избрали” - то есть Умме Мухаммада (мир ему), которая состояла из сахабов (сподвижников), табиинов (последователей сподвижников), атбау-табиинов (те, кто последовал за последователями) и теми, кто жил после них и будет жить до Судного Дня.
Аллах избрал Умму перед всеми остальными народами и сделал ее общиной, следующей срединному пути. Аллах возвысил Умму тем, что связал ее с наиболее почитаемым из пророков Аллаха, с Мухаммадом (мир ему).
Известный муфассир первых веков хиджры Ибн Атыйя (да помилует его Аллах) объясняет: “Здесь под Книгой подразумевается значения Корана, предписания и элементы вероубеждения. Аллах дал Пророку Коран, и этот Коран является сущностью всех божественных откровений прошлого”.
Далее Аллах возвышает Умму Мухаммада (мир ему) и говорит:
“Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе,” - подразумеваются те, кто не выполняет предписания Аллаха, изложенные в Коране.
“умеренные” - то есть те, которые творят благие деяния наряду с грехами.
“и опережающие других в добрых делах” - то есть те, кто объединил свои знания с религиозной практикой и призывает остальных последовать этому пути.
Эта классификация, предложенная Ибн Атыйей согласуется с рядом хадисов Посланника Аллаха (мир ему).
Абу ад-Дарда Передает от Посланника Аллаха (мир ему): “Моя община разделится на три части: одна из них войдет в Рай без расчета и наказания; другая часть получит легкий расчет, а затем войдет в Рай. Третья часть будет призвана к полному расчету. Потому придут ангелы и скажут:’’Они говорили: Нет божества кроме Аллаха’’. Аллах скажет: ‘‘Они сказали правду: нет божества, кроме Меня. Введите их в Рай за то, что они сказали: Нет божества, кроме Аллаха Единого”. (Ахмад, Хаким)
Также передается, что Ибн Аббас сказал: "Опережающие других в добрых делах — войдут в Рай без отчета. Умеренные — войдут в Рай по милости Аллаха. Несправедливые по отношению к себе, а также люди на оградах — войдут в Рай по заступничеству за них Мухаммада (мир ему)".
Тоже самое сказали и другие ученые, а именно то, что члены этой общины, которые несправедливы по отношению к себе, несмотря на отклонения и небрежность свою, все еще находятся в числе избранных.
Ар-Раби ибн Анас объясняет значение этих трех групп так: “несправедливые - это те, кто совершал большие грехи; умеренные – те, кто совершал малые грехи; опережающие – те, кто избегал при жизни любых грехов”.
Хасан аль-Басри, в свою очередь, объясняет так: “несправедливые – это те, чьи злодеяния перевешивают благие деяния; опередившие – те, чьи благодеяния перевешивают злодеяния, а умеренные – те, чьи благодеяния уравновешиваются злодеяниями”.
Выдающийся ученик Абу Ханифы Абу Юсуф Хамадани, когда его спросили о значении этого аята, сказал: “Все три указанные категории относятся к верующим. Неверующие упоминаются в 36 аяте этой суры: “А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны.” (Сура Фатыр, аят 36)
Эти три категории, о которых шла речь выше, как мы теперь знаем, имеют отношение к верующим. Аллах говорит: “среди них”, то есть среди тех, кого Аллах избрал из Своих рабов: “тем из Наших рабов, которых Мы избрали”. По мнению большинства ученых – это верующие.
Те, кого Аллах назвал “несправедливыми” упомянуты в аяте на первом месте, потому что их большинство. Затем, по уменьшению числа последователей, идут “умеренные”, а замыкают список - “опередившие”, потому что их наименьшее число.
Ибн Ата объясняет порядок в этом аяте так: “несправедливые” упомянуты первыми для того, что продемонстрировать, что они не отчаялись в милости Аллаха, а также то, что, несмотря на их грехи, Аллах не отделил их.
Еще один вариант толкования указанного порядка заключается в том, что, согласно природе человеческой души, непослушание – первоначальное духовное состояние, затем идет покаяние и в конце-концов верующий окончательно укрепляется в своей вере.
Islam-today