История ниспослания аятов взаимного проклинания
Фото: George Rudy/ shutterstock.com
وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُن لَّهُمْ شُهَدَاء إِلَّا أَنفُسُهُمْ
فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ
وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ وَيَدْرَأُ
عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ
وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِن كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ
وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ
«А кто обвинит [в прелюбодеянии] свою жену, не имея свидетелей, кроме самого себя, тот пусть четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он говорит правду. А на пятый раз [пусть скажет], что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. И ее [обвиненную в прелюбодеянии жену] не накажут, если она четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он [ее муж] лжет. А на пятый раз [пусть скажет], что гнев Аллаха ляжет на нее, если он [ее муж] говорит правду. Если бы не щедрость и не милость Аллаха к вам [то наказание постигало бы грешников сразу]. И, поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Мудрый» (Ан-Нур, 6-10).
Эти аяты называются аятами взаимного проклинания (мулаане или лиан). В этих аятах указан выход из такого положения, когда муж обвиняет свою жену в измене, не имея четырех свидетелей.
Причина ниспослания этих аятов освещается во всех авторитетных сборниках хадисов, книгах по сире и во всех тафсирах. Однако в некоторых из них говорится про одного ансара, в некоторых риваятах речь идет об Уваймире, в других книгах – о Хиляле ибн Умайе.
В риваяте от ‘Абдуллаха ибн Масуда рассказано следующее:
“В один из пятничных вечеров мы сидели в Масджиде ан-Набави. Пришел один человек из ансаров и сказал:
“Если человек (или кто-то из нас) застанет у своей жены постороннего мужчину и расскажет об этом (скажет, что его жена совершила прелюбодеяние с тем мужчиной), то его обвинят в клевете на целомудренную женщину (хадди-казф), если убьет, то (в качестве кысаса) он будет казнен, если же он промолчит, то будет молчать, испытывая ненависть (к своей жене и к постороннему мужчине, с которым она совершила блуд). Клянусь Аллахом, когда наступит утро, я спрошу об этом у Расулюллаха ﷺ”.
На следующее утро он пришел к Посланнику Аллаха ﷺ и изложил ему свой вопрос.
Фото: gomolach/ shutterstock.com
Пророк ﷺ произнес дуа: “Аллах мой! Поведай нам хукм относительно такого случая”.
После этого были ниспосланы аяты про лиан: “А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя...”
Тому человеку понравилось такое решение вопроса. Он и его жена пришли к Расулюллаху ﷺ и перед его взором произнесли клятвы, содержащие проклятия (между ними совершился лиан).
Мужчина четыре раза поклялся, что он говорит правду, беря Аллаха во свидетели. И в пятый раз он засвидетельствовал: пусть проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет.
Когда его жена тоже приготовилась пятый раз произнести клятву со словами проклятия (пусть гнев Аллаха падет на нее, если ее муж говорит правду), Расулюллах ﷺ попытался остановить ее, сказав: “Хватит, замолчи!”
Женщина всё равно засвидетельствовала в пятый раз.
Когда женщина, повернувшись, начала уходить, Расулюллах ﷺ сказал: “Во всяком случае, ребенок, которого она родит, будет черным и с кудрявыми волосами”. Женщина родила именно такого ребенка.
Слова, влияющие на жизнь детей: что категорически нельзя говорить ребенку?
Из книги "Асбабун-Нузуль"